Уорсли Питер
Уо́рсли Пи́тер, Питер Морис Уорсли (Peter Maurice Worsley) (6.5.1924, Беркенхед – 15.3.2013, Лондон), британский социолог и антрополог, африканист, исследователь милленаристских движений («карго-культов») в Меланезии. До 1956 г. сторонник марксизма.
Из семьи предпринимателя. Вырос в Беркенхеде, юго-западном пролетарском пригороде Ливерпуля, учился в католической школе. В 1942 г. поступил в Эммануил-колледж Кембриджского университета изучать английский язык, где вступил в Коммунистическую партию Великобритании. В 1943 г. был призван в армию, проходил службу в полку Королевских африканских стрелков. В 1946 г., вернувшись в Кембридж, поменял специализацию на социальную антропологию (Worsley. Peter Worsley: a life // Alan Macfarlane). Посещал лекции антропологов Р. Форчуна, Э. Эванс-Причарда. В 1947 г., как прошедший службу в армии, досрочно получил степень бакалавра. Работал волонтёром в Словакии и Югославии в составе интербригады. В 1948 г. отправился в Танганьику работать преподавателем английского. В тот же период поступил в магистратуру Манчестерского университета к М. Глакмену, продолжая исследования Африки. В 1952 г. вследствие препятствий со стороны британской службы безопасности MI5 (причиной были коммунистические взгляды) прекратил полевые исследования в Африке и поступил на факультет антропологии Австралийского национального университета. В 1954 г. защитил диссертацию (Ph. D.) «Изменение социальной структуры ваниндильяугва», австралийской аборигенной группы, проживающей на о. Грут-Айленд.
В 1955 г. за текст магистерской диссертации «Система родства талленси: переоценка» (Worsley. 1956) П. Уорсли получил премию Curl Bequest Королевского антропологического института. В 1956 г. занял должность преподавателя в Университете Халла. В том же году под впечатлением от Венгерского восстания 1956 г. вышел из Коммунистической партии. С 1964 г. по приглашению Глакмена перешёл на должность профессора социологии в Манчестерском университете (с 1974 по 1984 совместно с Т. Шаниным), где преподавал до выхода на пенсию в 1984 г. (Тумаркин. 2016. С. 218). В 1971–1975 гг. был президентом Британской социологической ассоциации. В 1972 г. Уорсли по приглашению Коммунистической партии Китая совершил поездку в Китай, на основании которой написал книгу «Внутри Китая» (1975).
П. Уорсли на протяжении всей жизни изучал феномен «отсталых стран» и «отсталости» (англ. underdevelopment), что перекликалось с его политическими взглядами. Учёного интересовало, можно ли действительно считать увиденное в этих странах проявлением «отсталости». Он последовательно доказывал, что это не так. Его взгляды нашли отражение в ставшей классической книге «Когда вострубит труба» (Worsley. 1957; рус. пер.: Уорсли. 1963), посвящённой социальным движениям в странах «третьего мира». Это исследование стало основой для дискуссии в европейской науке о причинах появления и сути «карго-культов» и, в более широком смысле, – о колониализме. Хотя впоследствии сам автор даже был удивлён этому (Worsley. 2008. P. 254). Уорсли описывал зарождение социальных движений в Меланезии в 19 в., их развитие в 20 в., дал коллективный портрет их участников, а также подробные карты распространения этих движений (Уорсли. 1963. С. 30). Такая информация была нужна колониальной администрации, на которую в то время работал автор. Этим объясняется характер изложения: развёрнутая описательная часть и незначительная, явно второстепенная, аналитическая.
П. Уорсли считал, что милленаристские движения основывались на комплексе экономических, социальных и психологических предпосылок, а не на магическом мышлении и отсталости, как считали другие антропологи (например, П. Лоуренс). Основным содержанием милленаристских движений было, по Уорсли, политическое противостояние колониальному режиму (Уорсли. 1963. С. 43, 56). Учёный первым обратил внимание на зависимость между «отсталостью» региона и возникновением в нём движений с «мессиями» и «пророками». Причинами появления и устойчивости движений он считал дискриминацию европейцами местных традиций и систем власти, подчёркнутое материальное превосходство колониалистов. Исследователь выделил 3 «стадии развития» движений: появление «пророков», ожидание прибытия «карго» (строительство общественных амбаров для груза, формирование политических организаций) и уничтожение богатств (Уорсли. 1963. С. 16).
На завершающем этапе научной деятельности учёный частично изменил взгляды: он оценивал свою книгу как «слишком перегруженную политикой и экономикой» (Worsley. Peter Worsley: a life // Alan Macfarlane). Тогда же Уорсли вновь обратился к теме аккультурации и написал статью «Карго культы сорок лет спустя» (1999).
Благодаря П. Уорсли в работах по социальной антропологии получил распространение термин «страны третьего мира» (Worsley. 1964), введённый в оборот французским демографом и историком А. Сови. Он провёл ряд исследований так называемых стран третьего мира (государств Африки, Южной Америки и Океании). Эта проблематика отражена в сочинениях Уорсли рубежа 1970–1980-х гг.: «Третий мир» (Worsley. 1964), «Три мира: культура и мировое развитие» (Worsley. 1984). Тогда же он выступил соавтором ставшего авторитетным пособия «Введение в социологию» (Introducing sociology. 1977). На этот период его работы повлияли историк Э. Томпсон, социологи П. Андерсон и Э. Хобсбаум (Worsley. Peter Worsley: a life // Alan Macfarlane).
В 2002 г., будучи на пенсии, П. Уорсли написал книгу «Маркс и марксизм», в которой описал ключевые направления марксистской мысли и их влияние на политические движения 20 в.
Автобиографией и в то же время своего рода рефлексией является книга «Академическое катание на тонком льду» (Worsley. 2008). В ней он анализирует как динамику своих собственных – и общественных – взглядов, так и появившуюся за последние десятилетия 20 в. историографию. Уорсли отмечает, что сформировался как учёный в парадигме функционализма и это повлияло на ход его исследований (Worsley. 2008. Р. 254).