Унитарные юридические лица
Унита́рные юриди́ческие ли́ца, юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, общественно полезные фонды, личные фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании (абзац 2 п. 1 ст. 65.1. Гражданского кодекса РФ).
Унитарные юридические лица делятся на коммерческие, которые созданы для ведения предпринимательской деятельности, и некоммерческие, которые имеют имущество на праве собственности и на праве оперативного управления. К коммерческим относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а к некоммерческим – общественно полезные фонды, личные фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании («ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм», утверждённый приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 № 505-ст).
Основными признаками унитарной организации является не только чёткое определение цели деятельности для создаваемого юридического лица самим учредителем, но и формальная удалённость учредителя от управления организацией. Система управления не включает присутствия учредителя как элемента управления. Он вправе сохранить контрольные функции за деятельностью созданной организации. Цель контроля – выявить отсутствие нарушений в следовании тем целям, которые были определены в учредительных документах этого юридического лица.
«Учредитель унитарной организации, обладающей правом собственности на своё имущество, должен иметь только права, связанные с контролем за целевым использованием имущества (в соответствии с уставными задачами юридического лица). Данные права принадлежат ему опосредованно, через принятие решения о создании и формировании системы управления» (Ермаков М. М. Деление юридических лиц на корпорации и унитарные организации: от доктрины к практике // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 114–116).