Цзэн Фаньчжи
Цзэн Фаньчжи́ (曾梵志, пиньинь Zēng Fànzhì) (род. 1964, Ухань, провинция Хубэй), китайский живописец. Представитель первого поколения художников, выросших и получивших образование после «культурной революции» 1966–1976 гг. Один из самых преуспевающих китайских живописцев на международном художественном рынке.
Первоначальное художественное образование получил, работая в типографии. В 1987–1991 гг. учился в классе масляной живописи Академии изящных искусств провинции Хубэй, c 1993 г. живёт в Пекине.
В годы учёбы в поисках собственной манеры Цзэн Фаньчжи открыл для себя творчество европейских художников 1-й четверти 20 в. Начав с работ в стиле П. Сезанна («Натюрморт с чайником», 1988, Галерея Гагосяна), вскоре обратился к наследию немецкого экспрессионизма и абстрактного экспрессионизма. В ранних работах («Художник и модель. № 2», 1992, Галерея Гагосяна) балансировал между предметностью и абстракционизмом, используя широкий, пастозный мазок и цветовые контрасты. Его монументальная выпускная работа «Госпиталь. Триптих № 1» (1991, Галерея Гагосяна) привлекла внимание критиков и стала первой из серии картин, с которой художник был затем приглашён для участия в крупномасштабной выставке «Новое китайское искусство: после 89» [куратор Ли Сяньтин, 1993, Гонконг (Сянган)]. Больничные сцены, где всё внимание сконцентрировано на крупных застывших фигурах, с одной стороны, своей экспрессионистической пастозной живописью отсылают к полотнам М. Бекмана и В. де Кунинга, а с другой – вызывают в памяти изображения сцен труда в русле социалистического реализма, доминировавшего в системе художественного образования КНР в конце 1980-х гг.
Цзэн превращает портреты болящих и врачующих в монументальные сцены на стыке бытового жанра и символической живописи, соединяя зарисовки повседневной жизни и религиозную иконографию. Например, центральная композиция 2-го триптиха из той же «больничной» серии – «Госпиталь. Триптих № 2» (1992, Центр современного искусства UCCA, Пекин) – читается как Пьета. В полотне «Мясо № 2» (1992, Музей современного искусства, Сан-Франциско) тела полуобнажённых мясников написаны теми же приёмами, что и освежёванные туши: автор поднимает вопрос о ценности человеческой жизни, отдавая своеобразный оммаж Ф. Бэкону.
Человек и его «неудобные» психические состояния и чувства остаются в центре внимания Цзэн Фаньчжи и в дальнейшем. Одиночество, депрессия и страх выражаются им через деформацию тел, «гиперболизированные» черты лица и мимику. В наиболее известной его серии «Маски» (с 1994) индивидуальность и эмоции портретируемых передаются и в то же время скрываются с помощью кричащих, улыбающихся или молчащих масок. В работах из этой серии нашли отражение и традиционные модели поведения: страх «потерять лицо», который побуждает прятаться за жёсткими нормами и ритуалами, превращается здесь в свою противоположность, когда лица спрятаны за кричащими масками («Маски. № 1», 1996, частное собрание). Более того, портретные изображения в китайской культуре всегда были тесно связаны с традиционными представлениями о физиогномике как отражении человеческих достоинств, соответствующих социальному статусу портретируемого. Надевая одинаковые маски, как и пионерские галстуки, на своих персонажей, художник разрушает социальную иерархию («Маски № 6»,1996, Центр современного искусства Г. и М. Улленс – UCCA; «Тайная вечеря», 2001, собрание фонда Г. и М. Улленс).
Проявившийся в серии «Маски» отход от ранней нарочито пастозной манеры усилился в портретной серии конца 1990 – 2000-х гг.: без масок герои его картин будто становятся более беззащитными, растворяющимися в воздухе: «Портрет» (2006, частная коллекция), «Люсьен Фрейд» (выполненный по фотографии портрет Л. Фрейда; 2011, Галерея Гагосяна). В качестве основного инструмента Цзэн Фаньчжи использовал мастихин, который, на его взгляд, сглаживает мазок и одновременно усиливает внутреннее напряжение (A restless soul ... 2003).
В начале 2000-х гг. Цзэн Фаньчжи также обратился к жанру пейзажа, пробуя соединить свой опыт знакомства с западным искусством и выразительные средства традиционной китайской живописи. Хотя эти работы включают элементы абстракции, природный ландшафт остаётся здесь узнаваемым; пространство холста заполнено множеством пересекающихся диагоналей, объединяющихся в сгустки. Перекличка с традицией может подчёркиваться названием: например, у картины «Земля, богатая красотой» (2010, Центр современного искусства UCCA) оно отсылает к знаменитому пейзажу с восходящим красным солнцем, написанному Фу Баоши в 1959 г. к 10-летию основания КНР и названному строчкой из стихотворения Мао Цзэдуна.
Цзэн Фаньчжи развивает традиционную для китайской школы живописи идею о выражении уважения предшественникам через повторение их работ в новом прочтении, причём в отношении не только китайских художников, но и западных. Так, он написал 3 «картины-цитаты» на основе знаменитых работ А. Дюрера: «Голова старика», «Заяц», «Руки молящегося» (все – 2012, Галерея Гагосяна). В этой серии, как и в ряде других полотен середины 2010-х гг. («Лаокоон», 2015; «Синий», 2015; обе – Центр современного искусства UCCA), усилено графическое начало: повторяющиеся движения кисти создают дополнительное смысловое поле изображения, выстраивая диалог между визуальными образами прошлого и настоящим. Р. Шифф называет эту технику «медиумизация» (Zeng Fanzhi ... 2020. Цит. по: Harrist. 2012).
Цзэн Фаньчжи также занимается скульптурой («Без названия», бронза, 2009, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Работы живописца в ряде случаев оценивались в рекордные суммы на международных аукционах. Так, в 2013 г. его картина «Тайная вечеря» была продана на торгах «Сотбис» в Гонконге за 23,3 млн долл. США (5 октября 2013, лот 48).