Тонарий
Тона́рий (ср.-век. лат. tonarium, tonarius, tonale), тип средневековой певческой книги, в которой григорианские распевы систематически распределены по церковным тонам, или ладам.
Тонарий содержит, как правило, 8 разделов, по числу ладов. Каждый из разделов предваряет небольшая мелодия, т. н. невма (лат. neuma), выполняющая функцию быстрой певческой настройки на лад (лат. intonatio), который иллюстрируется в данном разделе. Такого рода невмы подтекстованы в тонариях бессмысленными наборами слогов, для автентических ладов – это NOEANE (с вариантами NONENOEANE, NOEOEANE, NONANNOEANE и др.), для плагальных – NOEAGIS (NOEAIS). Помимо «ноэан» (термин предложен Н. И. Ефимовой), интонационные формулы ладов также подтекстовывали библейскими фразами, подобранными таким образом, чтобы в них были нужные для мнемонической ассоциации числительные:
Церковный | Мнемонический текст | Перевод |
I | Primum quaerite regnum Dei | Ищите же прежде царства Божия (Мф 6:33) |
II | Secundum autem simile est huic | Вторая же [заповедь] подобная ей (Мф 22:39) |
III | Tertia dies est quod haec facta sunt | Третий день ныне, как это произошло (Лк 24:21) |
IV | Quarta vigilia venit ad eos | В четвёртую стражу пошел к ним [Иисус] (Мф 14:25) |
V | Quinque prudentes intraverunt ad nuptias | Пять мудрых [дев] вошли на брачный пир (Мф 25:2, 10) |
VI | Sexta hora sedit super puteum | В шестом часу сел у колодезя (Ин 4:6) |
VII | Septem sunt spiritus ante thronum Dei | Семь духов пред престолом Бога (Откр 1:4) |
VIII | Octo sunt beatitudines | Есть восемь блаженств (небиблейский текст, на основе Мф 5:3–10) |
Мелодические модели псалмовых тонов демонстрировались распевом доксологии «Gloria patri» (поскольку это константный текст, завершающий любой псалом). Отдельное значение придавалось плавной стыковке окончания псалма и начала антифона. Для обеспечения такой стыковки приводились стандартизованные заключительные обороты – в средневековых рукописях они называются дифференциями (лат. differentia, мн. ч. differentiae), реже дефинициями (лат. diffinitio, мн. ч. diffinitiones), с подтекстовкой заключительными словами доксологии, «[in saecula] saeculorum amen» («[во веки] веков, аминь»). Эти слова в тонариях зачастую выписывались одними гласными – «e u o u a e».
После «формульной» части списком следуют собственно песнопения, принадлежащие к ладу данного раздела. Считалось, что они и так известны пользователю тонария, и потому даются сокращённо, в виде инципитов (мелодических и текстовых). Первоначально такие списки состояли из антифонов. Позднее в тонарии стали включать и другие жанры/формы мессы и оффиция – градуалы, тракты, оффертории, версы аллилуй, большие респонсории, библейские песни (например, магнификат), гимны и др.
Ряд тонариев предваряется небольшими дидактическими текстами, своего рода прологами. В таком прологе составитель тонария кратко разъясняет термины и общие принципы ладовой организации распева (мелодические формулы, звуковысотную корреляцию антифона и псалма, финалисы, дифференции и т. д.), представлять которые певчим было необходимо в эпоху, когда задача единообразного и упорядоченного музыкального оформления службы стояла особенно остро. Аббат Одо Аретинский (конец 10 в.) в прологе к собственному тонарию писал: «Кто хочет быть прилежным в пении, пусть ежедневно и тщательно изучает приведённые формулы [ладов] и дифференции (formulas et differentias) в них. <...> Многие из числа [певчих], что я наблюдал в церкви, из-за самонадеянности ставят себя выше остальных и поют в "своём" тоне... и кругом ошибаются. <...> Никто вообще не понимает, что все антифоны в своём начале совпадают с началом псалма. Большая часть антифонов [к тому же] кончается так, как начинается псалом» (перевод мой. – С. Л.; полный текст – в приложении к статье: Лебедев. Брат Михаил. Диалог о музыке ... Окончание. 2021. С. 29–30). Прологи выводят тонарий за рамки «обычной» певческой книги. Это неоднократно подчёркивал крупнейший эксперт по тонариям М. Югло, называя их «мостиком между певческой практикой и музыкальной теорией» (Huglo. 2000. S. 102).
Первый дошедший до нас тонарий (конца 8 в.), происходящий из французского бенедиктинского аббатства Сен-Рикье, содержит только тексты песнопений. Тонарии 9–11 вв., времени расцвета традиции, по большей части нотированы. С 11 в. всё большее развитие получают певческие книги, в которых распевы располагаются не по формальному признаку «распорядка» тонов, а по церковному календарю и другим литургическим критериям (антифонарии для оффиция, градуалы для мессы) – такой принцип расположения распевов для руководителей церковной музыки (преценторов) оказался более практичным. Помимо того, линейная нотация, бурно распространившаяся после реформ Гвидо Аретинского, избавила певчих от необходимости держать в памяти интонационные (настроечные) формулы и запоминать, какая мелодия к какому ладу относится, – конкретная звуковысотная реализация песнопения, в том числе и незнакомого, теперь удобно «считывалась» с нот, a prima vista. В 12 в. традиция тонариев постепенно угасла, хотя отдельные их примеры – обычно внутри музыкально-теоретических трудов – можно найти даже в 14–15 вв.
Среди известных: тонарий из Меца (не нотирован, около 830); «Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis» (2-я половина 9 в., в дасийной нотации); тонарий Регино Прюмского (10 в.); тонарий Одо Аретинского (сохранился фрагментарно; в тонарии Одо, возможно, впервые использована октавная буквенная нотация); тонарии из Южной Франции (конец 10 в., рукопись Lat. 1118 в парижской Национальной библиотеке, богато иллюминирована), из аббатства святого Бенигна в Дижоне (конец 10 или начало 11 в., с двойной – невменной и сквозной буквенной – нотацией); тонарий Берно из Райхенау (11 в.); «De modorum formulis» (конец 11 в., ранее приписывался Гвидо Аретинскому); тонарии Иоанна Коттона (Иоанна Аффлигемского), Фрутольфа из Михельсберга (Фрутольфа Бамбергского); цистерцианский «Тонарий святого Бернарда» (все – 12 в.); тонарии Гуго Шпехтсхарта (1332, в стихотворной форме), неизвестного картезианского монаха («Ars intonandi», 2-я половина 15 в.).