Тест Струпа
Тест Стру́па (тест цветных слов Струпа, словесно-цветовой тест Струпа, тест словесно-цветовой интерференции), классический нейропсихологический тест, оценивающий лёгкость переработки информации в ситуации когнитивного конфликта.
Методология
В 1935 г. американский психолог Дж. Р. Струп опубликовал статью по результатам нескольких собственных экспериментов (Stroop. 1935).
В первом эксперименте он предлагал испытуемым две карточки – на одной чёрной краской были напечатаны слова, обозначающие цвета («красный», «синий», «зеленый», «коричневый» и «фиолетовый»), на второй – эти же слова были напечатаны «неправильными» цветами (например, слово «красный» было напечатано зелёными чернилами) (рис. Стимульный материал к тесту Струпа). Струп измерил время чтения двух карточек и не обнаружил значимых различий.
Во втором эксперименте он использовал карточку со словами, напечатанными «неправильными» цветами, а в качестве контрольной – карточку с цветными квадратами тех же цветов. В этом эксперименте требовалось на контрольной карте называть цвет квадратов, а на экспериментальной – цвет чернил, не читая сами слова. Выяснилось, что время называния в условиях, когда вербальная и визуальная информация не совпадали (их ещё называют неконгруэнтными или конфликтными), было значимо выше. Эта закономерность получила название эффект Струпа.
Струп сделал вывод, что дополнительное время требуется для того, чтобы преодолеть интерференцию – подавить автоматизированный процесс чтения, а скорость, с которой происходит подавление автоматического процесса, является индикатором когнитивной гибкости. Существуют и другие объяснительные модели эффекта, в том числе подвергающие сомнению автоматизированность чтения (Algom. 2019; Besner. 1999), однако сам факт наличия эффекта сомнений не вызывает.
Эффект Струпа используется в экспериментах в оригинальной форме или с различными модификациями, касающимися:
количества и наименования цветов – кроме оригинальной комбинации (красный, синий, зелёный, коричневый и фиолетовый), также популярны варианты, включающие красный, синий, зелёный и жёлтый (Hammes. 1971; Spreen. 1998; Bayard. 2011) или только красный, синий и зелёный (Golden. 1978); встречаются и более экзотические комбинации: например, «греческий» вариант – красный, синий, зелёный и цвет загара (Zalonis. 2009) или «бразильский» – синий, зелёный и розовый (Zimmermann. 2015);
количества и расположения слов на странице – 10 колонок по 10 слов (Hammes. 1971), 5 колонок по 20 слов (Golden. 1978), 4 колонки по 6 слов (Spreen. 1998; Bayard. 2011), 4 колонки по 28 слов (Zalonis. 2009);
фона карт, на которых предъявляются стимулы (белый, чёрный);
формы цветных символов – буквы ХХХХ (Golden. 1978), прямоугольники (Comalli. 1962; Hammes. 1971), точки (Spreen. 1998), многоугольники;
дополнительного стимульного материала – например, в Victoria Stroop Test используется карта с нейтральными словами, напечатанными цветными чернилами (Spreen. 1998), в некоторых экспериментах – карта с несуществующими словами, буквосочетаниями (Kindt. 1996);
формата предъявления (бумажный, компьютерный);
типа запрашиваемого ответа – выбор из нескольких вариантов на экране, чтение вслух, выбор варианта на экране + чтение вслух и др. (Booth D. Test review. Vienna Test System : STROOP (STROOP) / D. Booth, D. Hughes, S. Waters, P. Lindley // The British Psychological Society Psychological Testing Centre. – 2014).
Исследователи нередко называют свои экспериментальные процедуры тестом Струпа, но при этом в большинстве случаев речь идёт не о психометрически обоснованном тесте, а об экспериментальной процедуре, основанной на эффекте Струпа. Существует, однако, и несколько психометрических методик с измеренной надёжностью, валидностью и тестовыми нормами.
Структура методики, способ проведения, версии
Бумажная версия предложена К. Голденом (Golden. 1978) и имеет название «словесно-цветовой тест Струпа» (Stroop Color Word Test) (рис. Словесно-цветовой тест Струпа).
Стимульный материал состоит из трёх карточек. Первая содержит 100 слов («красный», «синий», «зелёный»), напечатанных чёрным шрифтом и распложенных в 5 колонок по 20 слов. Вторая карточка также содержит пять колонок по 20 единиц, но на ней нет слов, только последовательности букв Х (т. е. ХХХХХ), напечатанные красным, зелёным или синим шрифтом. На последней карточке те же экспериментальные слова, что и на первой карточке, но цвет шрифта не совпадает с цветом, который обозначает слово (например, слово «красный» напечатано зелёной краской). На первой карточке нужно читать слова, на второй и третьей – называть цвет шрифта. Каждая карточка предъявляется в течение 45 секунд, фиксируется количество правильных ответов.
Коммерческая компьютерная версия теста Струпа называется STROOP и распространяется австрийской компанией Schuhfried в составе тестовой батареи Vienna Test System. Методика существует на 20 языках, включая русский, к ней прилагается документация, касающаяся психометрических показателей (Booth. 2014). В ней слова и символы предъявляются не одновременно на странице, а по одному, последовательно, в виде отдельных тестовых заданий с вариантами ответа.
Обработка и интерпретация результатов методики
В бумажной версии теста подсчитывается разница между количеством правильных ответов по третьей карте (с интерференцией) и по второй карте (нейтральной).
В компьютерной методике рассчитываются два показателя – интерференция называния и интерференция чтения. Интерференция называния представляет собой разницу в скорости называния цветных квадратов и слов, напечатанных неконгруэнтными по цвету чернилами. Интерференция чтения – это разница в скорости чтения слов, напечатанных чёрным шрифтом, и слов, напечатанных неконгруэнтными по цвету чернилами.
Психометрические показатели
Бумажная версия
Есть данные о высокой ретестовой надёжности методики при повторном применении через 1–2 недели (Franzen. 1987), через 6 месяцев (Neyens. 1997) и через 11 месяцев (Dikmen. 1999). Конвергентная валидность теста Струпа подтверждена высокими корреляциями с другими нейропсихологическими методиками, требующими селективного внимания и участия ингибиторных процессов, в частности с тестом «Проложи путь» (Aloia. 1997; Weinstein. 1999) и тестом «Включённые фигуры» (Weinstein. 1999).
Компьютерная версия
Показатели внутренней надёжности (измеренные коэффициентом альфа Кронбаха) превышают 0,9, надёжность, измеренная методом расщепления, для разных форм методики (отличающихся методом компьютерного ввода – с клавиатуры, стилусом, с сенсорного экрана) лежит в границах от 0,85 до 0,99. Это ожидаемый результат для теста, измеряющего специфический узкий конструкт. Данные о конвергентной (дискриминантной) валидности методики очень скудны, единственное исследование, упомянутое в руководстве, проведено на очень маленькой выборке в 37 человек – показана корреляция между временем обнаружения сигнала и средним временем реакции в конгруэнтных условиях в тесте Струпа. В неконгруэнтных условиях корреляции ниже, что считается доказательством дискриминантной валидности, поскольку предполагается, что скорость и способность подавлять интерференцию в значительной степени независимы (Booth. 2014).
Область применения
Тест Струпа используется в качестве элемента нейропсихологических тестовых батарей, предназначенных для диагностики различных нарушений, связанных преимущественно с лобными долями мозга. В частности, он может быть полезен в диагностике нейропсихологических нарушений, вызванных:
приёмом наркотиков (Gottschalk. 2000);
повреждениями лобных долей мозга (Wildgruber. 2000);
закрытыми травмами головы (Shum. 1990);
лёгкими формами слабоумия (Nathan. 2001);
Также есть данные о возможностях диагностики тревожно-депрессивных расстройств, депрессии, тревожности при помощи теста Струпа (Dozois. 2001). Важно понимать, что с помощью теста Струпа можно обнаружить симптомы, которые указывают на наличие заболевания, но он редко позволяет отличить одно расстройство от другого.
Методики, использующие эффект Струпа
Существует целый ряд экспериментальных процедур, в которых эффект Струпа используется на материале, отличном от оригинального. Например, в словесно-изобразительном задании Струпа слова вписаны в изображения (предметные рисунки или геометрические формы). Если слово и изображение совпадают по значению, изображение идентифицируется быстрее, чем если слово не соответствует изображению (Hentschel. 1973).
В тесте направлений Струпа слова, указывающие направление («направо», «налево», «вверх», «вниз»), располагаются внутри стрелок, и испытуемых просят совершать движение в том направлении, на которое указывает стрелка. Интерференция обнаруживается в тех случаях, когда слово в стрелке не соответствует направлению, которое она указывает (Shor. 1970).
В счётном тесте Струпа испытуемых просят подсчитать количество слов на экране и затем нажать на соответствующую кнопку. В контрольной серии предъявляются наборы слов из одной понятийной категории (например, животные), в экспериментальной – сами слова являются числительными (Seymour. 1974).
Эмоциональный тест Струпа
Отдельного внимания заслуживает т. н. эмоциональная задача Струпа (Williams. 1996). Подобно классическому тесту Струпа в ней измеряется время реакции, необходимое для того, чтобы назвать цвет, которым написаны определённые слова. Слова, однако, являются не названиями цветов, а либо имеют нейтральное значение (например, «часы», «бутылка», «небо», «ветер», «карандаш»), либо связаны с определёнными эмоциональными состояниями или расстройствами (рис. Эмоциональная задача Струпа).
Эмоционально нагруженные слова зависят от конкретного явления, которое исследуют; например, для посттравматического синдрома это может быть «нападение», «война», в исследовании переживания соматических заболеваний – «рак», «убить». У испытуемых, имеющих соответствующие эмоциональные сложности, время реакции при назывании цвета эмоционально нагруженных слов выше по сравнению с нейтральными.
Данная экспериментальная процедура используется в диагностике и изучении тревожных расстройств и социофобии (Becker. 2001; Bar-Haim. 2007), страха смерти (Lundh. 1998), сезонного аффективного расстройства (Spinks. 2001), посттравматического расстройства (Cisler. 2011), алкогольной зависимости (Sharma. 2001), обсессивно-компульсивного расстройства (Kyrios. 1998).