Струп Джон Ридли
Струп Джон Ри́дли (John Ridley Stroop) (21.3.1897, Холс-Хилл, штат Теннесси – 1.9.1973, Нашвилл, там же), американский психолог, создатель интерференционного теста Струпа.
Родился в фермерском поселении Холс-Хилл (ближайший город – Мерфрисборо, штат Теннесси, США). Рос в семье из 6 детей, где был 2-м младшим ребёнком. Кроме Джона в семье было 2 сестры и 3 брата. На 2-м курсе колледжа (23 декабря 1921) женился на Зелме Данн (Zelma Dunn), с которой они впоследствии воспитали 3 сыновей.
В 1921 г. закончил колледж Дэвида Липскома (David Lipscomb College; ныне Университет Липскома, Lipscomb University). Долгое время обучался в колледже Джорджа Пибоди (George Peabody College for Teachers; ныне Университет Вандербилта, Vanderbilt University’s Peabody College), где в 1924 г. получил степень бакалавра наук, в 1925 г. – степень магистра, в 1933 г. – докторскую степень в области экспериментальной психологии. Диссертационное исследование Струп проводил под научным руководством профессора Джозефа Питерсона. Его диссертация, посвящённая интерференции, была опубликована в American Journal of Experimental Psychology («Американском журнале экспериментальной психологии») в 1935 г.
За свою жизнь Струп успел поработать в разных местах. Преподавал в колледже Дэвида Липскома в университетские годы, чтобы финансово поддержать свою молодую семью (все трое детей родились в течение 7 лет его обучения). Работал уборщиком, библиотекарем, преподавателем в средней школе, в том числе вёл уроки Библии. Был директором объединённой школы Миссисипи (1921–1922). В колледже Дэвида Липскома преподавал английский язык и математику (1922–1923), чуть позже – современные языки (1924–1928). В 1928–1932 гг. занимал должность профессора психологии и педагогики, а в 1928–1929 гг. – декана факультета. После защиты докторской диссертации, в 1933–1934 гг. Струп начал проводить исследования для Комиссии по образованию штата Теннесси. Затем работал специальным инструктором по психологии и образованию в Политехническом институте Теннесси. Состоял в Американской психологической ассоциации и Южном обществе психологов и философов. В 1936 г. занимал пост директора, а также тренера баскетбольной команды для девочек в средней школе Моррисона. Снова вернувшись в колледж Дэвида Липскома, Струп вновь работал в нём (1948–1964). В это время занимал разные должности: от администратора до заведующего кафедрой психологии. В 1967–1968 гг. работал в Колледже долины Огайо (Ohio Valley College) в г. Паркерсберг (штат Виргиния), где занимал должность декана. До своей смерти работал в должности почётного профессора библейских исследований в колледже Дэвида Липскома. Похоронен на кладбище Вудлон (Woodlawn Cemetery), в г. Нашвилл (штат Теннесси).
Наиболее значимый вклад исследователя в экспериментальную психологию – разработка и обоснование теста на интерференцию, позже названный в честь самого исследователя «тест Струпа». В оригинальной статье Струп (Stroop, 1935) описал 3 экспериментальные серии. В первой участникам предъявлялись 2 набора слов с названиями цветов (красный, синий, зелёный, коричневый, фиолетовый). В одном наборе все слова были напечатаны чёрными чернилами, в другом – цветами чернил, которые не совпадали со значением слова (например, слово «красный» было напечатано зелёными чернилами). Участники должны были зачитать слова, в то время как исследователь засекал время прочтения обоих наборов слов. Результаты показали, что участники в среднем на 2,3 секунды дольше читают набор слов, написанный цветными чернилами, не совпадающими по смыслу со словом, чем набор слов, написанный чёрными чернилами.
Во 2-м эксперименте Струп оставил набор слов с названиями цветов, где каждое слово напечатано чернилами иного цвета, а также добавил стимульный бланк, где располагались цветные квадраты. Последовательность цветов квадратов совпадала с цветом чернил на 1-м бланке. Теперь участникам предстояло называть цвет чернил, которыми написаны слова 1-го бланка, а затем называть цвета квадратов. Струп обнаружил, что время называния слов, написанных чернилами другого цвета, на 74 % больше по сравнению со временем называния цветов квадратов.
Суть 3-го эксперимента заключалась в том, что испытуемые проходили 14-дневную тренировку по чтению стимульного материала в разных условиях (чтение названий цветов, написанных чёрными чернилами; чтение названий цветов, написанных цветными чернилами; называние цветов фигур разного цвета – в этом эксперименте квадраты были заменены изображением других фигур сложной формы; называние цвета чернил, которыми написаны названия цветовых оттенков, не совпадающие по цвету с чернилами). В ходе тренировки время называния цвета чернил, которыми написаны названия цветовых оттенков, уменьшилось на 33,9 % по сравнению с 1-м днём. Скорость называния цвета фигур увеличилась на 13,9 %.
Струп опубликовал только 4 статьи по экспериментальной психологии (Stroop. 1932 ; 1935 ; 1935 ; 1938), в основном его работы посвящены исследованию Библии.