Теория сознания Аллахвердова
Тео́рия созна́ния Аллахве́рдова, теория сознания, разрабатываемая российским психологом В. М. Аллахвердовым и его последователями, в её основе лежит представление о человеке как об идеальной познающей системе. Все психические образования трактуются как средства осуществления когнитивной деятельности или как её результаты. Физиологические процессы рассматриваются лишь как необходимое условие реализации психической активности, однако логика познания непосредственно к ним не применима, а потому они не имеют в теории сознания Аллахвердова (далее – ТСА) объяснительной силы. Все ограничения на работу сознания имеют когнитивную природу, причём они всегда более строгие, чем ограничения, наложенные на физиологические процессы. Поэтому ТСА не связывает познавательные возможности сознания с часто предполагаемыми нейрофизиологическими факторами (малостью когнитивных ресурсов мозга, разрушением со временем следов памяти, шумом в сенсорной системе и т. п.). Выживание выступает не в качестве эволюционного предназначения человека, а как условие для решения познавательных задач. Такую позицию автор ТСА назвал радикальным когнитивизмом.
ТСА претендует на статус общей теории, которая описывает принципы работы всей психики, а не отдельных процессов или явлений. Аллахвердов предлагает отказаться от привычной классификации психических явлений (ощущение, восприятие, память, мышление и т. д.), поскольку, по мнению автора, все задачи, стоящие перед человеком, единообразно решаются психикой и сознанием. ТСА должна за разными феноменами видеть действие одних и тех же законов. В рамках ТСА разнородные экспериментальные эффекты получают объяснение с единых позиций. В этом состоит сильная сторона развиваемого подхода.
Особое внимание в теории уделяется решению гносеологической проблемы: как возможно достоверное знание о мире, если в сознании существуют только субъективные представления о реальности, которые нельзя сопоставить с самой реальностью? Методология науки учит: любой получаемый результат нужно проверять независимым способом, отличным от того, каким он был получен. В ТСА требование независимой проверки перенесено на всю познавательную деятельность. Если разные способы познания приводят к одному и тому же результату, то высока вероятность, что результат характеризует то, что познаётся, а не способ познания.
В ТСА вводится понятие познавательного контура (ПК). Психофизиологическая организация человека включает в себя функционально различные ПК. Каждый ПК получает информацию определённого типа, обрабатывает её своими собственными способами, по-разному её проверяет. В низкоуровневых (базовых) ПК автоматически осуществляются генетически заданные познавательные алгоритмы. Переработка информации в этих ПК происходит с максимальной точностью и скоростью, возможности органов чувств по приёму информации близки к теоретическим пределам, а в памяти хранится вся информация с отметкой о времени её поступления. В соответствии с ключевым положением методологии науки утверждается существование двух принципиально разных типов базовых ПК: индуктивного (выделение регулярностей в поступающей информации, проверка предсказаний) и дедуктивного (построение плана действий и проверка его осуществимости).
Высокоуровневые ПК работают последовательно, но в постоянном взаимодействии друг с другом. На первом этапе в ПК формируются неосознаваемые представления об окружающих объектах. Здесь происходит сличение результатов работы низкоуровневых ПК, выявляются устойчивые связи (в частности, сенсомоторные), причинные зависимости, решаются поставленные другими ПК задачи и др. Только эти неосознаваемые представления могут позднее стать осознанными. Действительно, как свидетельствуют экспериментальные исследования, все принимаемые сознанием решения (вплоть до социальных оценок и морального выбора) до их осознания уже содержатся в бессознательном и могут проявляться в поведении или регистрироваться физиологическими методами. Неосознаваемые представления, тем не менее, автоматически передаются во все высокоуровневые ПК, чтобы автоматически действовать, пока сознание решает другие задачи, а то и осуществлять экстренные действия. Эти представления не осознаются, но могут влиять на принятие осознанных решений. В качестве примеров этого в ТСА рассматриваются проявления феноменальной памяти, феноменального счёта, имплицитное научение и т. п.
Любой объект в разное время и в зависимости от ситуации может по-разному восприниматься, но он должен отражаться в представлении как тот же самый объект. В ТСА формулируется закон классификации: любое представление во всех высокоуровневых ПК существует в качестве члена сразу нескольких классов (имеет много значений). Класс не может состоять из одного члена – в каждом классе, тем самым, отождествляются разные представления (как имеющие одно и то же значение). Познание было бы невозможно без способности отождествлять нетождественное и различать неразличимое. В частности, нельзя было бы определять понятия и, как следствие, использовать логику. Опознание с максимальной точностью на этом этапе становится невозможным потому, что осознаются только представления, уже отнесённые к какому-нибудь классу, а представители одного класса не различаются. Этим, в частности, объясняется возникновение сенсорных порогов. И такая трактовка подтверждается в экспериментах учеников В. М. Аллахвердова.
На следующем этапе в ПК принятия решения об осознании выбирается только одно представление, которое не противоречит данной ситуации и решению поставленных задач. В. М. Аллахвердовым в 1974 г. был описан экспериментальный феномен: то, что в данной ситуации ранее уже было выбрано для осознания, имеет тенденцию повторно осознаваться (закон последействия позитивного выбора), а то, что ранее было не принято к осознанию, имеет тенденцию повторно не осознаваться, однако при смене ситуации (или решаемой задачи) может стать осознанным в неподходящий момент или в виде ошибки (закон последействия негативного выбора). Подтверждением последнего закона являются не только данные многочисленных экспериментов, но и факты обыденной жизни, например повторение «любимых» описок при письме или безуспешные попытки вспомнить забытое слово и внезапное осознание его, когда эти попытки прекращаются.
Результат выбора сопровождается сигналом, сообщающим низкоуровневым ПК об их эффективности. Но данный сигнал не сообщает, какое именно из их решений оказалось удачным или неудачным, в противном случае низкоуровневые ПК потеряли бы свою независимость. Сам сигнал как оценка эффективности эмоционально переживается и связывается в ТСА с осознанностью. ПК осознанных решений также получает этот сигнал, сообщающий, что задача решена, и строит догадки, какая именно из многих задач решена. С этим в ТСА связываются такие явления, как инсайт и эмоциональное воздействие произведений искусства. Данный ПК старается свести осознанный опыт в данной ситуации к целостной картине, вытесняет и сглаживает противоречащую информацию, а если это не удаётся, то конструирует такие условия, при которых противоречия снимаются.
Наивысшими уровнями ПК являются социальный и личностный. Люди вступают в социальное взаимодействие для того, чтобы подтвердить свои осознанные представления, сравнивая их с представлениями других людей. Постепенно это приводит к появлению ритуалов, языка и совместной деятельности. В ПК личностного уровня делается попытка описать уже весь мир как детерминированный и непротиворечивый, в том числе непротиворечиво описать собственные мысли и своё поведение. Конструируется инстанция Я как автора собственной жизни, который принимает все решения и управляет своим сознанием и поведением. Человек всю жизнь пытается доказать себе, что он именно такой, как он о себе (о своём Я) думает. Такой подход позволяет дать оригинальную трактовку свободы воли как следствие стремления человека подтвердить своими действиями сконструированное сознанием представление о самом себе.
Автор ТСА не рассматривает свою теорию как завершённую, но полагает, что предложил принципиально иной взгляд на проблему сознания. Критики признают эвристичность концепции, а главный недостаток видят в сложности экспериментальной проверки отдельных её положений.