Теории исторического круговорота
Тео́рии истори́ческого круговоро́та, ряд разнородных социально-философских и социологических теорий, конструирующих циклические модели общественного развития. Исторический круговорот (цикл) предстаёт в названных теориях как особая последовательность событий или смена состояний социального объекта, предполагающая возврат к исходной точке и возобновление процесса изменения в заданном направлении.
Ранние версии теорий исторического круговорота сформировались ещё в Древнем мире и имели одним из своих источников мифологические представления (идеи «циклического времени», «вечного возвращения», культы рождающихся, умирающих и воскресающих богов, связанные со сменой времён года и сезонно-календарными ритуалами). Для этих теорий характерен наивный социальный органицизм, уподобление истории любого коллектива истории биологической особи, проходящей в течение жизни различные возрастные периоды.
Элементы аргументации, типичной для теорий исторического круговорота, обнаруживаются у античных авторов (например, у Платона, Аристотеля и Полибия в их рассуждениях о закономерностях вырождения государственных форм), в ренессансной политической философии (у Н. Макиавелли). В европейской традиции общественной мысли эти теории противостояли стадиальным и линеарным концепциям исторического процесса [в Средние века и эпоху Возрождения – христианской эсхатологической философии истории, в Новое время – теориям прогресса, в 19–20 вв. – социальному эволюционизму, формационному подходу (марксизм) и теориям модернизации].
Предтечей современных теорий исторического круговорота обычно считают Дж. Вико. В своем главном трактате «Основания новой науки об общей природе наций» («Principi di una scienza nuova d'intorno alla comune natura delle nazioni», 1725) Вико рассматривал различные исторические циклы: смену трёх типов эпох – «религиозной», «героической» и «гражданской»; внутреннюю эволюцию политических систем в соответствии с диахронной схемой «аристократия – демократия – анархия – монархия» (последняя в других терминах описана ещё Платоном).
Наиболее значительные и оригинальные варианты теорий исторического круговорота в 19–20 столетиях были предложены Н. Я. Данилевским, К. Н. Леонтьевым, О. Шпенглером, А. Дж. Тойнби, П. А. Сорокиным. В большинстве случаев динамический принцип исторического круговорота (циклизм) сочетался со статическим принципом «теории локальных цивилизаций». Культурный релятивизм, отрицание единства мировой истории легли в основание представления о процессе общественного развития как о совокупности однократных, непреемственных жизненных циклов конкретных цивилизационных «макроорганизмов». Каждый неповторимый, базирующийся на самобытных ценностях культурно-исторический тип (термин введён Данилевским в книге «Россия и Европа») рождается, растёт, достигает стадии зрелости, деградирует и умирает. Стадия «цветущей сложности» сменяется стадией «смесительного упрощения», возвышенно-поэтическое начало вытесняется приземлённо-прозаическим (Леонтьев); творческие силы культуры истощаются – «культура» превращается в «цивилизацию», органика жизни оборачивается механикой функционирования (Шпенглер). В концепции Тойнби возникновение и успехи цивилизации связываются со способностью сообщества адекватно реагировать, отвечать на «вызовы» обстоятельств, а её последующий упадок – с утратой этой способности (т. н. концепция «вызова – ответа»).
Иная модель исторического круговорота представлена в теории социальной и культурной динамики П. А. Сорокина. История человечества, по мнению Сорокина, не описывается формулой «рождения, расцвета и гибели» локальных культур. Субъектами общественно-исторического процесса являются социокультурные суперсистемы. Они в отличие от локальных цивилизаций не возникают «из ниоткуда» и не умирают окончательно, но перерождаются, обретая новые жизненные ориентиры. В истории, полагает Сорокин, наблюдаются «флуктуации» (колебания) ценностных оснований социальных систем. На смену «идеациональным» культурам, утверждающим доминанту духовного начала, приходят «идеалистические» (промежуточные), а им на смену – «чувственные», базирующиеся на сенсуалистски-материалистическом видении реальности и утилитарно-прагматических ценностях (далее следует развитие в обратном направлении). Эта концепция использовалась Сорокиным среди прочего в целях «диагностики кризиса» современной «чувственной» культуры.
В целом теории исторического круговорота основывались на упрощённых толкованиях логики общественного развития, однако содержали ряд эвристически продуктивных концептуальных фрагментов, пригодных для описания закономерностей некоторых социокультурных процессов.