Тексты современных и древних знаков
Тексты современных и древних знаков. Доктринальная база чанчжоуской школы (как и всего «Ханьского учения») берёт начало от событий 3–2 вв. до н. э. (создание первых китайских империй Цинь и Хань) и 1 в. н. э. – воссоздания империи Восточная Хань. В 213 г. до н. э. первый император Цинь Шихуанди объявил так называемое «сожжение книг», когда одновременно было начато очищение частных книгохранилищ от неортодоксальных текстов, а одобренные сочинения записывались реформированными иероглифами. После воцарения династии Хань уцелевшие конфуцианские книжники надиктовали по памяти канонические тексты, записанные с их слов реформированными письменами. Это и есть «каноны в современных знаках», за знание и комментирование которых со 2 в. до н. э. до воцарения Ван Мана присуждались придворные учёные степени. Узурпатор Ван Ман (правил 9–23 н. э.) противопоставил этой школе «каноны древних знаков». По преданию, в стене дома-храма Конфуция был обнаружен тайник с текстами, записанными дореформенными знаками, которые отличались от заново переписанных композицией, числом глав, и множеством иных содержательных особенностей. Ван Ман стал присуждать степени и приближать к себе конфуцианцев – знатоков древних знаков. Именно каноны в версии «древних знаков» были сделаны основой государственных экзаменов в империи Тан (618–907). Создатели неоконфуцианской философии (11–12 вв.) также основывались на текстах школы древних знаков. С 1313 г. канонической была объявлена только школа комментаторов Чэн Хао, Чэн И и Чжу Си, тексты которых были единственными, которыми можно было пользоваться на государственных экзаменах и при обосновании государственной политики.