Стритфуд
Стритфу́д (англ. street food – уличная еда), гастрономическая культура, исторически сложившаяся вокруг употребления еды и напитков быстрого приготовления, а также сами эти еда и напитки. Несмотря на то что стритфуд включает многообразие мировых кулинарных традиций, каждой из которых присуща региональная специфика, некоторые блюда (такие как хот-дог, картофель фри, буррито, шаурма и др.) обрели иконический для популярной культуры статус и воспринимаются как глобальный культурный феномен изолированно от своего происхождения. Стритфуд, как и фастфуд, противоположен и высокой кухне, и культуре слоуфуда (движение за медленное, вдумчивое употребление пищи в противовес культуре фастфуда), однако, в отличие от фастфуда, представлен в открытых общественных пространствах, в том числе на ярмарках и фестивалях, и является уникальной частью визуальной культуры города и повседневной жизни.
В исследованиях выделяют следующие 4 ключевые особенности стритфуда: повсеместность – более 2,5 млрд людей ежедневно потребляют стритфуд; простота реализации с точки зрения малого бизнеса – приготовление и продажа стритфуда могут выступать основным источником дохода в семьях с низким достатком; доступность – стритфуд практически не отнимает у потребителя времени и распространяется по низкой цене; рациональность использования ресурсов – для стритфуда характерен практически нулевой уровень «продовольственных миль» (показатель расстояния от момента изготовления еды до её конечного потребления покупателем), что предполагает активное вовлечение местной экономики и использование свежих продуктов (Street Food. 2014. P. 1–2).
Разновидности стритфуда и распространение
Стритфуд был и остаётся распространённым в странах Азии. К популярному азиатскому стритфуду относятся различные блюда на основе риса или лапши с топпингом (от англ. topping – верхушка; ключевой вкусовой ингредиент) или начинками – пад-тай в Таиланде, лакса в Малайзии, бань куон во Вьетнаме, хоккиен ми в Сингапуре, ми аям в Индонезии; сэндвичи – бан ми во Вьетнаме, жоу цзя мо в Китае и др.; блюда из пирогов на пару́ – баоцзы и маньтоу в Китае, хоппанг в Южной Корее; блюда из теста со сладкой начинкой – бунгеопанг в Южной Корее, тайяки, данго и моти в Японии, кханом токио в Таиланде. В странах Юго-Восточной Азии особенно популярно сате – шашлыки на шпажках из морепродуктов, курицы, говядины и др.
Европейский стритфуд разнообразен и привязан к конкретным национальным кухням. В Италии на ярмарках и рынках в качестве уличной еды употребляют различные виды пиццы, изделия из муки и риса (аранчини), жареный сэндвич с сыром (карроцца), молочное мороженое (джелато) и другие блюда. В Бельгии и Голландии особую роль в национальном стритфуде играет картофель-фри. Традиционным примером французского стритфуда считаются блины с разными начинками – крепы. В Германии популярным уличным блюдом считается жаренная в томатном соусе и карри сарделька – карривурст. Востребованным греческим уличным блюдом является завёрнутая в лепёшку с овощами и жареным картофелем птица или мясо – гирос. Во многих странах Европы популярным стритфудом является солёный или сладкий крендель – брецель. К стритфуду в США относят такие популярные блюда, как хот-дог и жаренный на гриле сэндвич с сыром – грилд чиз сэндвич.
Многие блюда, принадлежащие к стритфуду, становясь популярными, переосмысляются в рамках более конвенциональной культуры еды: ближневосточный фалафель встречается во многих странах мира, в том числе в кафе и ресторанах.
Употребление стритфуда, исторически связанное с бедными слоями населения, в современном мире теряет привязанность к экономическому статусу потребителя и становится формой культурного потребления через подражание гастрономическим предпочтениям героев телесериалов, фильмов и различным шоу на YouTube.
Стритфуд в популярной культуре
Репрезентация блюд уличной еды характеризует популярную культуру с момента её зарождения. В 1-м звуковом эпизоде в серии короткометражных мультипликационных фильмов «Микки Маус» – мультфильме «Продавец с ярмарки», выпущенном в 1929 г. («The Carnival Kid», режиссёры У. Дисней и А. Айверкс), – мышонок Микки, главный герой, произносит свою первую в истории франшизы реплику («Хот-доги! Хот-доги!»), продавая хот-доги с тележки. Стритфуд может выступать и элементом сюжета – так, в фильме «Он умер с фалафелем в руке» («He Died With a Felafel in His Hand», 2001, режиссёр Р. Ловенштейн), киноадаптации одноимённых мемуаров Дж. Бирмингема, фалафель служит маркером социально-экономического и культурного фона произведения.
Поеданию стритфуда посвящён такой жанр видеороликов на видеосервисе YouTube, как мукбанг – зародившаяся в Южной Корее культура потребления еды перед видеокамерой.