Социология сексуальности
Социоло́гия сексуа́льности, отрасль социологии и междисциплинарная область исследований, изучающая практики, формы власти и социальные институты в контексте частных интимных отношений.
Долгое время сексуальность понималась в рамках социологической науки как частное дело отдельных индивидов, которое поэтому не заслуживает внимания исследователей, интересующихся общественными отношениями. Только во 2-й половине 20 в. социология начинает обращаться к проблеме сексуальности. До этого времени исследования сексуальности человека в основном сконцентрированы в рамках психологии и психоанализа, теории которых лишь в ограниченных масштабах воспринимаются социологами. Первые собственно социологические объяснения сексуальности опираются на подходы, принимающие во внимание микроуровень взаимодействия между людьми, – символический интеракционизм и этнометодологию. Серьёзные трансформации в общественной жизни западных стран в 1960-х гг. выразились среди прочего в активных публичных дискуссиях о сексуальности, а также о роли женщин в современных капиталистических обществах. Это, в свою очередь, привлекло внимание социологов к вопросам гендера и сексуальности. Схожие процессы в общественной и научной жизни протекали в СССР в 1920-х гг., но они не смогли кристаллизоваться в отдельную научную отрасль из-за реакционных мер, принятых советским руководством во 2-й половине 1930-х гг., которые фактически свели на нет любые исследования сексуальности в стране.
В начальный период оформления этого научного направления эмпирические социологические исследования сексуальности чаще всего фокусировались на социальных группах и стилях жизни, которые относились социологами к девиантным. В 1950–1960-х гг. социологи обращались к таким темам, как гомосексуальные городские субкультуры, сексуальные отношения в закрытых институтах (тюрьмы, армия), коммерческий секс и т. д. Однако уже в 1970–1980-х гг. подходы к подобным темам меняются и социология обращается к вопросам формирования сообществ и идентичностей, основанных на сексуальности, пытается объяснить возникновение политических требований, связанных с сексуальностью и гендером. Большую роль в этом сыграли протекающие во многих обществах того времени общественно-политические процессы – формирование крупномасштабных социальных движений феминизма и ЛГБТ-сообщества, потребовавших отдельного изучения. В 1980-х гг. актуальности проблематике добавила затронувшая все страны мира эпидемия ВИЧ, которую исследовали не только медики, но и социологи.
К этому времени были опубликованы многие ставшие классическими работы, выдвигающие разные теории сексуальности, в том числе 3-томное исследование М. Фуко о развитии дискурса о сексуальности в европейском обществе. В нём Фуко предложил понимать сексуальность как форму властных отношений. Параллельно развивается представление о социальных феноменах как сконструированных под влиянием общественных, политических и исторических обстоятельств. В частности, теории социального конструктивизма широко применяются с 1980-х гг. для исследований пола, гендера и сексуальности. Этот процесс обозначается в науке как денатурализация сексуальности, т. е. эмпирическое подтверждение того, как категории пола и сексуальные практики не определяются природой, а являются продуктами исторических и социальных процессов. В международной социологической литературе в 1990-х гг. активно публикуются конструктивистские работы о «трансформации интимности» (Э. Гидденс), сексуальном гражданстве (Д. Ричардсон, К. Пламмер), диверсификации форм мужественности и женственности (маскулинности и фемининности, Р. Коннелл). В эти годы к названным основным подходам присоединяются постструктуралистские теории гендера и сексуальности, характеризуемые деколониальной перспективой и объединяемые под общим названием «квир-теория» (Дж. Батлер), хотя их ценность для эмпирических исследований сексуальности до сих пор является предметом дискуссий. Постструктуралистские теории гендера и сексуальности не сформированы окончательно и продолжают развиваться, в особенности в рамках подходов «нового материализма» (Н. Туана).
В социологии сегодня проводится различие между понятиями «пол», «гендер» и «сексуальность». Хотя границы между этими категориями оспариваются, в упрощённом виде под «полом» понимается биологическая характеристика человека, а под «гендером» – изменчивое социально-культурное значение этой характеристики. «Сексуальность» как социологическое понятие вмещает в себя совокупность общественных отношений, связанных с частной интимной жизнью людей. Иными словами, социология сексуальности изучает то, каким образом частные сексуальные практики людей отражаются на их отношениях в обществе (как формируется сексуальная идентичность и сообщество), т. е. ставится под сомнение само разделение на приватное и публичное; от чего зависит общественное мнение о разных частных формах интимных практик; какие социальные нормы и институты формируются в разных обществах в связи с отдельными сексуальными практиками. Как и другие отрасли социологии, социология сексуальности интересуется прежде всего общественными институтами, процессами и практиками, а также системами неравенства, которые основаны на сексуальности и гендерных отношениях.
Социология сексуальности – относительно новое для институциональной формы социологии явление. Тем не менее за десятилетия своего существования социология сексуальности приобрела институциональные рамки. Международная социологическая ассоциация не имеет отдельного комитета по социологии сексуальности, но проблематика таких исследований входит в сферу компетенций образованного в 1973 г. исследовательского комитета «Женщины, гендер и общество» (RC32). Американская социологическая ассоциация учредила исследовательскую группу «Гендер и сексуальность» в 1989 г. В рамках Европейской социологической ассоциации группа «RN23 Сексуальность» сформирована в 2015 г. (до этого момента тема подпадала под компетенции группы «RN33 Женские и гендерные исследования»). Основной тематический научный журнал Sexualities («Сексуальности») был основан в 1998 г. социологом Кеном Пламмером.