Выдвижение требований (в социологии)
Выдвиже́ние тре́бований (англ. claims-making), ключевое понятие конструкционистского определения социальных проблем; предложено М. Спектором и Дж. Китсьюзом в работе «Конструирование социальных проблем» («Constructing Social Problems», 1977) в качестве альтернативы объективистскому пониманию социальных проблем как «реально существующих» социальных условий или ситуаций. Согласно конструкционистскому подходу, социальная проблема – это выдвижение требований относительно некоторого предполагаемого условия (Spector. 1977. P. 75). Таким образом, понятие выдвижения требований высвечивает деятельностный и процессуальный характер социальных проблем; отсутствие же требований изменить ситуацию означает отсутствие проблемы.
Требования могут выдвигаться посредством митингов, пикетов, шествий, открытых обращений, петиций, пресс-конференций, сообщений в СМИ, записей в социальных сетях, перформансов, стрит-арта, судебных исков, выступлений в парламенте и другими способами.
Существуют различные дискурсивные форматы требований: риторика утраты, наделения правом, опасности, неразумности, бедствия (Ибарра. 2007). Риторика утраты используется против обесценивания и уничтожения чего-либо, наделяемого ценностью, – например, исторического наследия, окружающей среды, традиций и т. д. Центральным понятием в её рамках является «защита». Риторика наделения правом используется для проблематизации различных форм дискриминации. Выдвигаемые требования в данном случае заключаются в расширении сферы распределения права или блага и формулируются в терминах «угнетение», «несправедливость», «расизм», «сексизм», «эйджизм», «жизненный стиль», «различия», «выбор», «предоставление возможностей». Риторика опасности применяется для проблематизации угроз здоровью и безопасности и включает в себя термины «болезнь», «патология», «эпидемия», «риск», «заражение», «профилактика». При проблематизации эксплуатации и манипулирования обычно используется риторика неразумности с такими ключевыми понятиями как «наивность», «доверчивость», «необразованность», «уязвимость», «лёгкая добыча». Этот риторический формат часто применяется при конструировании проблем, касающихся детей и молодёжи. Риторика бедствия предполагает метафоры и практики аргументации, отсылающие к образу катастрофы. Участники конструирования социальной проблемы, использующие риторику бедствия, представляют «свою» проблему как основополагающую по отношению к другим (мегапроблема A порождает проблемы B, C, D).
Требования могут выдвигаться в научном, гражданском, комическом, театральном, правовом и субкультурных стилях (Ибарра. 2007. С. 96–106). Научный стиль, как указывают П. Ибарра и Дж. Китсьюз, предполагает демонстрацию «незаинтересованности», «трезвый» тон и использование «точной» терминологии. Отличительными чертами гражданского стиля являются значительное моральное возмущение, «искренность», «прямота» и «неотшлифованность» требований. Комический стиль сопряжён с иронией и используется для высвечивания абсурдности позиции или лицемерия тех, кто противодействует выдвижению требований или выдвигает требования. Театральный стиль предполагает драматизацию и символические действия, а правовой – использование категорий права, конкретность и обращение к прецедентам. Наконец, субкультурные стили выдвижения требований предполагают язык и тональность, характерные для тех или иных субкультур.
Начиная с 1990-х гг. внимание исследователей сосредоточивается на выдвижении требований не только в публичной сфере, но и в повседневной коммуникации (Miller. 1993), на особенностях конструирования проблем в киберпространстве (Maratea. 2008) и в условиях автократии (Xu. 2015; Ибарра. 2019). Хотя киберпространство предоставляет для выдвижения требований больше возможностей, чем традиционные публичные арены, те, кто конструирует проблему посредством социальных сетей и блогосферы, сталкиваются с прежними ограничениями, включая дефицит таких ресурсов, как общественные внимание и готовность действовать.