Сологамия
Солога́мия (от лат. solus – один, единственный и греч. γάμος – брак; англ. sologamy или self-marriage – вступление в брак с самим собой), не признанный государством неофициальный брачный ритуал с участием одного человека, который вступает в брак с самим собой.
Сологамия официально не признана ни в одной стране мира, поэтому не влечёт никаких правовых последствий для лица, вступившего в подобный брак.
Сологамия как явление зародилась в конце 20 в. Первой женщиной, вступившей в брак с самой собой, была 40-летняя Л. Бейкер. В 1993 г. в присутствии семи подружек невесты и гостей женщина устроила настоящее свадебное торжество, протестуя тем самым против навязанных обществом правил праздновать вступление в брак с кем-либо, не имея при этом возможности отпраздновать намерение остаться одиноким. Впоследствии подобные бракосочетания стали весьма популярны во многих странах Европы и Азии, но, поскольку этот вид брака не оформляется официально, его официальной статистики не существует.
Последователи и приверженцы сологамии считают, что данный вид союза олицетворяет желание людей быть счастливыми независимо от навязанных обществом стереотипов о браке как союзе двух партнёров. Брак с самим собой отождествляется сторонниками сологамии с идеей самодостаточности и возможности человека быть счастливым в одиночестве.
Адепты сологамии полагают, что «самостоятельный брак – это глубокий обряд перехода к целостности, доверию, ответственности за себя, самоосвобождению и любви, исходящей изнутри. Это ритуал преображения, провозглашения того, что истинно в вашем сердце…»
Феномен сологамии полон эпистемологических ловушек, которые в общественной науке называются «кажущейся правдоподобностью», «призрачной объективностью», «обманчивой видимостью» и т. д.
Определённого обряда для совершения такой церемонии нет – каждый решает сам, как именно он хочет вступить в брак с самим собой. Важно отметить, что вступление в сологамный брак не обязательно предполагает отсутствие у лица партнёра. Сторонники данной идеи отрицают, что брак с собой является проявлением эгоизма, в котором они часто обвиняются.
Противники сологамии, напротив, утверждают, что подобное явление связано с возрастанием духа индивидуализма и эгоцентризма, в особенности среди молодого поколения. Увлечённость современных людей социальными сетями и жизнью в виртуальном пространстве снижает потребность человека в обществе других людей в реальном мире, в том числе и потребность в постоянном партнёре. Постмодернистский индивидуализм опирается на идею об абсолютной автономии человека. Как заметил американский социолог и журналист Дж. Хорват, главная цель жизни современных людей – это гонка за реализацией собственных интересов (Horvat. 2016).
Смысл сологамии, с точки зрения её сторонников, состоит в желании избегать давления социума, освободиться от идеи обязательного замужества или женитьбы как акта, одобряемого обществом. Однако, как отметила клинический психолог Е. Россовская «Как только вы формулируете проблему … и уж тем более визуализируете её с помощью такого протестного по своей сути акта, как селф-свадьба, вы признаёте значимость этих самых общественных притязаний, от которых якобы пытаетесь уклониться. …желание убедить всех вокруг, что с вами, несмотря на отсутствие партнера/любовника/мужа, всё нормально, – уже признание собственной "ненормальности". …это в психологии называется замещением – механизмом защиты от неприятных эмоций, в основе которого – перенос реакции с одного объекта на другой» (Белоковыльская. 2018). Например, американский психолог, социолог и писатель Т. Джордж заявил, что популярность сологамии напрямую связана с нарциссизмом современной культуры, который подстёгивают социальные сети (George).
«С точки зрения социологии сологамию стоит рассматривать как абсолют эмоционального капитализма. Этот термин используют, когда описывают чувственную жизнь человека языком рыночных отношений... Раньше отношения между мужчиной и женщиной были коллективной формой собственности, а сейчас мы стремимся к собственности частной и – чтобы получить максимальную прибыль – должны инвестировать в себя. Сологамия – это и есть… инвестиция в себя, повышение внимания к собственной персоне, описываемое в терминах романтической любви и брака. Человек с привязанностями к партнёру/любовнику/мужу, т. е. с коллективной собственностью в виде отношений с другим человеком, мешает эмоциональному капитализму» (Белоковыльская. 2018). Привязанности – это определённые ограничения, а новому типу личности они не нужны.
Проблема сологамии в системе общественных отношений кроется в том, что человечество, развивая технологическую сторону жизни на высоком уровне, так и не придумало альтернативы институту брака. Безусловно, существующие в обществе формы альтернатив (например институт гражданского партнёрства) движутся на пути к образованию нового типа романтических отношений, однако даже эти формы предполагают наличие отношений только между двумя партнёрами. Идеи сологамии в этом смысле близки идеям полиамории: человек не должен быть заложником определённой в обществе концепции построения семейных отношений (в случае сологамии – отказ от признания какого-то другого человека источником счастья, в случае полиамории – отказ от признания возможности иметь только одного постоянного партнёра). В 21 в., когда брак перестал быть экономической и социальной необходимостью, возникает потребность коренного переосмысления такого вида правового оформления отношений людей. Альтернативные формы брака (например, открытый брак) по своей сути не могут быть универсальным решением для всех, их выбирают люди, которым либо некомфортно находиться в рамках дето- и сексоцентричной гетеронормативной моногамной концепции, либо цели классического брака не отвечают их представлениям о роли брака в жизни человека.
Законодательно данный брак не закреплён ни в одной стране мира, однако, если следовать тенденции отказа от дискриминации в любой форме, браком можно считать любой союз.
У сологамных браков нет юридической силы, поэтому нет необходимости их регистрировать. Цели их заключения кроются не в проставлении соответствующего штампа в паспорте или экономических правах – они скорее лежат в области гештальта и психодрамы.
С юридической точки зрения сологамия вряд ли может быть закреплёна законодательно, т. к. у человека не может возникать прав и обязанностей в отношении самого себя, поскольку это не юридические, а этические категории. Государство как публичный субъект правоотношений не может вмешиваться в регулирование таких явлений, как долг, совесть и др., поскольку это было бы нарушением права на неприкосновенность частной жизни. Рассмотреть сологамию как какой-либо из существующих институтов брачноподобных отношений (например, сожительство) также не представляется возможным, т. к. эти союзы предполагают наличие двух партнёров.
Распространение таких «новых форм семьи», как сологамия, связано с проблемой беспрецедентного количества одиноких людей, что является огромной социальной проблемой в развитых странах. Формирование определённой концепции взглядов на одиночество может в известной степени подталкивать человека на подобный образ жизни, кажущийся не просто прихотью, а позицией, поддерживаемой разделяющими его взгляды людьми. Сологамия позволяет по-новому взглянуть на одиночество, предоставляя её сторонникам возможность провести определённый обряд и наполнить идеи одинокой жизни смыслом.