Соколов Сергей Алексеевич
Соколо́в Серге́й Алексе́евич (псевдоним Сергей Кречетов) (25.9.(7.10).1878, Москва – 14.5.1936, Париж; похоронен на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа), российский издатель, поэт, публицист, политический деятель.
В 1897 г. закончил 1-ю московскую гимназию с золотой медалью, в 1901 г. – юридический факультет Московского университета (диплом 1-й степени). С 1908 г. присяжный поверенный округа Московской судебной палаты. Состоял секретарём и участником различных банковских синдикатов и учредительских групп по железнодорожным проектам. Управлял принадлежавшим ему совместно с братом Павлом имением Малаховка (Московская область). В 1904–1913 гг. гласный московского Губернского земства (избирался на 3 трёхлетних срока). Член партии кадетов, входил в её Московский губернский комитет; в 1907 г. вышел из партии, поскольку она «утрачивает оппозиционную яркость» (согласно его позднейшей автобиографии, вышел из партии в 1911). Накануне Первой мировой войны 1914–1918 гг. директор правления Копорской железной дороги. Первая жена (1897–1907) – писательница Н. И. Петровская, вторая (с 1907) – актриса и литератор Лидия Дмитриевна Рындина (1883–1964).
Обладал недюжинной деловой хваткой: «делец, достающий деньгу» («Начало века» А. Белого, 1933), «литературных дел мастер» (статья «О меценатах» В. Ф. Ходасевича // «Возрождение», 1936, 3 октября). Основатель и главный редактор издательства «Гриф» (1903–1914), вокруг которого объединились начинающие писатели-декаденты, составитель одноимённых альманахов (1903, 1904, 1905, 1914). Соколов «влёк импонирующей внешностью, любовью к пышным фразам, умением при случае блеснуть ораторскими способностями и, вообще, явной своей приверженностью к так называемому "декадентству"…кроме всех указанных его преимуществ, было одно и главное: не считая подмосковного "угодья", 40 тысяч рублей остались после продажи владимирского имения и ждали наилучшего употребления» (Н. И. Петровская. Воспоминания – в составе публикации Э. Гарэтто «Жизнь и смерть Нины Петровской» // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 8. М.: Феникс, 1992. С. 21–22). Активно издавал книги молодых или малоизвестных авторов, входивших в его литературное окружение: А. А. Курсинский «Сквозь призму души» (1906), Н. И. Петровская «Sanctus amor» (1908), А. И. Тиняков «Navis nigra» (1912) и др. Открыл широкому кругу читателей А. Н. Толстого («За синими реками», 1911) и И. Северянина («Громокипящий кубок», 1913, с предисловием Ф. Сологуба). Выпустил ряд значительных изданий: А. А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме» (1905), К. Д. Бальмонт «Только любовь» (1903), «Зарево зорь» (1912), А. Белый «Возврат. III симфония» (1905), «Урна» (1909), Ф. Сологуб «Истлевающие личины» (1907), И. Ф. Анненский «Кипарисовый ларец» (1910) и др. «Гриф» непрестанно соперничал с маститым символистским издательством «Скорпион»: по воспоминаниям Н. И. Петровской, «вещи, отвергнутые "Скорпионом", радушно принимались "Грифом"» («Из воспоминаний» // Литературное наследство, т. 85, 1976). Лидер «Скорпиона» В. Я. Брюсов неоднократно упрекал конкурента, множащего «ненужные перепевы и скучные повторения», в неразборчивости («Весы», 1904, № 3, С. 53–54). Подобные оценки встречались и в отзывах А. А. Блока: «"Гриф" – положительная подделка и большой грех против искусства по отношению к людям (публике). В последнее время подделки фабрикуются в неописуемых дозах…» (письмо к С. М. Соловьёву, 1904, 8 марта).
Редактировал художественно-критический журнал «Искусство» (1905), с января 1906 г. участвовал в создании символистского журнала «Золотое руно» (1906–1909), спонсируемого меценатом Н. П. Рябушинским. Заведовал литературно-критическим отделом журнала до июля 1906 г., затем основал журнал «Перевал» (1906–1907), в котором стремился объединить «эстетизм» с политической повесткой (подзаголовок «Журнал свободной мысли», девиз «Радикализм философский, эстетический, социальный»). Помимо литературных произведений, журнал освещал события общественной жизни, печатал статьи и рецензии социально-политической тематики. Соколов-Кречетов заведовал литературным отделом газеты «Час» (1907–1908), занимался организацией Бюро провинциальной прессы (1908). Печатал литературные обзоры и рецензии в журнале «Рампа и жизнь», газете «Утро России» [«Восемь поэтов» (1912, 6 января); «Три стихотворца» (1912, 11 февраля); «Восемь беллетристов» (1912, 10 марта); ряд статей в цикле «Заметки о текущей русской литературе» (1912–1914) и др.].
Писал стихи в духе символизма. Собратья по перу нелестно отзывались о его творчестве: «стих его был скрежетом аллитераций: точно арба неподмазанная <…> перепрыгивал в "дерзостях" через Бальмонта и Брюсова, а получалась какая-то вялая "преснь"» (А. Белый «Начало века», 1990. С. 250), «при самой горячей любви к поэзии он всё-таки был дилетантом» (В. Ф. Ходасевич «Памяти Сергея Кречетова» // «Возрождение», 1936, 28 мая). Первый сборник стихотворений «Алая книга» (1907, через 6 месяцев после выхода изъят из продажи), проникнутый символистской тематикой и революционными настроениями, был единодушно отвергнут критикой: «однообразная шумиха слов» (В. Я. Брюсов «Далёкие и близкие», 1911), «сплошная риторика <…> оригинальных мыслей, образов и напевов у Сергея Кречетова совсем нет» (А. А. Блок «Золотое руно», 1907, № 6, С. 53), оставляет «впечатление шелухи, лишенной содержимого» (Н. Я. Абрамович «Новая книга», 1907, № 9) и др. Вторая книга стихов «Летучий голландец» (1909, на обложке указан 1910), закрепившая за Соколовым-Кречетовым репутацию символиста-эпигона, была принята теплее. А. А. Блок отмечал, что хотя стихотворения по-прежнему «не прельщают новизной и свежестью», однако автор «уже не только искусно подражает, он порою преломляет по-своему напев и размеры других поэтов» («Речь», 1909, № 294). В. Я. Брюсов оценил «значительные успехи в умении писать стихи» и попытки освободиться от «напыщенной риторики», но упрекнул автора в подражательности («Русская мысль», 1910, № 2). Н. С. Гумилёв утверждал: «Недостатков в книге Сергея Кречетова сколько угодно, но справедливость требует отметить и достоинства. Прежде всего – свободный и уверенный стих, особенно в анапестических размерах. Затем – звонкие, неожиданно радующие рифмы» (альманах «Смерть», 1909).
Увлекался спиритизмом, проводил сеансы совместно с Н. И. Петровской, А. А. Лангом, В. И. Ребиковым и др. Сменил несколько масонских лож: в Москве был мартинистом, в эмиграции принимал участие в создании русской масонской ложи «Астрея» в Париже (Н. Н. Берберова «Люди и ложи», 1986); в Берлине входил в ложу «Великий свет Севера» (с 1922, в 1927–1931 занимал пост первого заместителя Досточтимого Мастера, регулярно выступал с лекциями по оккультизму).
В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. ушёл добровольцем в армию, в чине прапорщика участвовал в двух походах в Восточную Пруссию. Служил в артиллерии. В марте 1915 г. в ходе сражения в Августовских лесах, закончившегося поражением русской армии, тяжело ранен шрапнелью в голову и взят в плен. Написанная им книга очерков о войне «С железом в руках, с крестом в сердце. Записки офицера» (1916), в которой пропагандировал идею об особом пути России («всеславянский Рим», «светлое будущее славянства»), вышла в свет пока он находился в плену. После заключения Брестского мира освобождён и доставлен в августе 1918 г. в Москву, откуда бежал через Украину в Крым. Выступал с лекциями и публиковал в местных газетах антибольшевистские статьи. Служил секретарём правления «Таврического банка» (Ялта). Весной 1919 г., оставив службу в банке, вступил в Добровольческую армию, был назначен помощником Крымской сети Отдела пропаганды. Затем перебрался на Дон, в 1919–1920 гг. работал в литературно-политическом пресс-бюро при Отделе пропаганды Добровольческой армии в Ростове-на-Дону вместе с А. М. Дроздовым и А. Ветлугиным. Писал антибольшевистские брошюры («Обманутым братьям в красные окопы», 1919), публицистические и пропагандистские статьи для газет «Утро» (Купянск), «Жизнь» (Ростов-на-Дону), «Родина» (Харьков) и др. Всего опубликовал от 40 до 50 статей. В 1919 г. в Ростове-на-Дону совместно с художником Е. Е. Лансере выпустил один номер журнала литературы и искусства «Орфей» (возрождён в 1991).
В результате новороссийской катастрофы Добровольческой армии в марте 1920 г. эмигрировал в Константинополь, вскоре перебрался в Париж. В Париже сотрудничал с газетой В. Л. Бурцева «Общее дело», печатался в журнале «Русская мысль», в пражской газете «Русское дело». Около года состоял секретарём правления «Русско-Французского акционерного общества», созданного на средства Главного командования армии генерала П. Н. Врангеля в виде частного предприятия для снабжения армии и населения Крыма. Негласный корреспондент генерала П. Н. Врангеля, информировал его о парижских настроениях и «кознях».
С 1922 г. в Берлине. Возглавил издательство «Медный всадник» (1922–1928), издал одноимённый альманах (1923). Выпустил третью книгу стихов «Железный перстень» (1922), в которую помимо символистских («Смерть Пьеро», «Ветра вой», «Призрак Дон Жуана» и др.) вошли автобиографические (раздел «Лирика плена»), а также политические стихотворения («Тёрн и меч», «Изгнанник» и др.). В. В. Набоков в рецензии одобрил «строгость, стройность, чудесную внутреннюю напевность» некоторых произведений («Призрак дон Жуана», «Вожатый», «Красный плащ», «Неизвестность», «Клятва в Верности»), однако отметил «брюсовскую риторичность многих пьес» («Алкоголь», «Город», «Встреча» и др.) и «ложную пышность политических стихов» («Руль», 1922, 17 декабря).
Состоял членом правления «Офицерского союза» (Берлин) и «Союза русских журналистов и литераторов в Германии» (в 1930–1933 вице-председатель).
Совместно с герцогом Г. Н. Лейхтенбергским и генералом П. Н. Красновым основал в Берлине антибольшевистскую организацию Братство Русской Правды. Соколов де факто был её главой, председателем Верховного круга (конспиративное имя – Брат № 1) и руководителем печатного органа организации – журналом «Русская правда» (1922–1933, издавался в Берлине, затем в Белграде), почти все тексты которого были также написаны им. До 1924 г. журнал финансировался П. Н. Врангелем, впоследствии получал финансовую поддержку из различных источников (от герцога Г. Н. Лейхтенбергского, предпринимателя Н. Е. Парамонова и др.). Средством борьбы Братства с большевиками являлась пропаганда терроризма и антисемитизма [статьи «!Да здравствует Русский террор!» (1926, июль – август), «Бей змею в голову!» (1926, сентябрь – октябрь), «Не к еврейскому погрому зовем, а к погрому Еврейской власти!» (1926, ноябрь – декабрь) и др.]. С 1926 г. на страницах «Русской правды» появились статьи о «подвигах» Братства в Советской России (повстанческие отряды якобы уничтожали коммунистов и чекистов), однако активная борьба с большевиками атаманов Кречета, Дергача и др., также как осуществление «братчиками» терактов являлась вымыслом Соколова. Впоследствии А. В. Амфитеатров (собрание документов по истории «Братства Русской Правды» хранится в архиве писателя, библиотека Университета штата Индиана, США; переписка Амфитеатрова с Соколовым находится в библиотеке Школы славянских и восточноевропейских исследований Лондонского университета) объяснял убеждённость и убедительность Брата № 1 безумием, порождённым его болезнью (опухоль мозга): «Резонирующий маньяк – прежде всех других – убеждает в реальности своей мысли самого себя, и отсюда истекает изумительно твёрдая последовательность его "перманентных" галлюцинаций и его способность к их псевдологическому развитию» (письмо к П. Н. Краснову, 1937, 1 февраля).
В 1932 г., вследствие финансовых скандалов и объявления секретаря Верховного круга А. Н. Кольберга агентом ГПУ, Соколов вынужден отойти от руководства Братством. Его попытки восстановить контроль над организацией привели лишь к расколу. Соколов с восторгом встретил приход к власти в Германии А. Гитлера. Однако в связи с преследованием нацистами масонов в 1934 г. бежал в Париж, опасаясь ареста. В 1935 г. в Белграде были выпущены 4 номера журнала «Русская Правда», затем его сменила одноимённая газета (вышло 111 номеров, номинальным редактором был серб Неманя Павлович, фактическим редактором и основным автором – Соколов). Умер от опухоли мозга.