Соединённые Штаты Америки. Кинематограф. Кинематограф США до 1920-х гг.
Соединённые Шта́ты Аме́рики. Кинемато́граф. Кинемато́граф США до 1920-х гг. Историю кинематографа Соединённых Штатов Америки (США) принято вести от изобретателя Т. Эдисона.
В 1888 г. он поручил своему сотруднику У. Диксону создать аппарат, совмещающий запись звука и изображения. Результатом разработки стал кинетоскоп – аппарат для индивидуального просмотра движущегося изображения. Первая демонстрация кинетоскопа состоялась в Бруклинском институте искусств и наук 9 мая 1893 г. Томас Эдисон. 1904. Фото: Benjamin Falk Photo N. Y.
Архив Национального исторического парка Томаса Эдисона.В том же году в Уэст-Ориндже (штат Нью-Джерси) с целью производства лент для кинетоскопа была построена студия – «Чёрная Мария» (Black Maria Studio); средняя продолжительность фильмов составляла несколько секунд. Это были водевильные и цирковые номера, спортивные состязания, бытовые зарисовки и т. д., снимавшиеся одним кадром на общем плане статичной камерой и не обладавшие повествовательной структурой. Первый кинотеатр, под названием «Эдисония-холл» (Edisonia Hall), оснащённый десятью кинетоскопами, открылся 14 апреля 1894 г. в Нью-Йорке.
Новейшей проекционной системой, распространившейся в США в конце 19 в., стал «Витаскоп» (Vitascope), разработанный Т. Арматом и Ч. Ф. Дженкинсом. Помимо возможности проецировать изображение на экран, преимуществами изобретения были наличие механизма прерывистого движения и петли Латама. В 1895 г. Эдисон купил права на «Витаскоп». Публичная демонстрация впервые состоялась 23 апреля 1896 г. в мюзик-холле Костера и Байэла в Нью-Йорке. Эта дата считается днём рождения американского кино. Крупный центр кинопроизводства США – Форт-Ли (штат Нью-Джерси). Фильмы снимали на крышах небоскрёбов. Декорации размещали на специальных вращающихся платформах, которые можно было передвигать по ходу солнца.
Один из новаторов американского кино – режиссёр Э. Портер. Опираясь на опыт европейских коллег, он стал применять повествовательный монтаж. Первые американские повествовательные фильмы, снятые Портером, – «Жизнь американского пожарного» («Life of an American Fireman»), «Хижина дяди Тома» («Uncle Tom's Cabin»; оба – 1903) и др. Наиболее значительная картина – «Большое ограбление поезда» («The Great Train Robbery», 1903), в которой закреплена повествовательная структура, а также применён ряд новаторских для того времени приёмов – панорамирование, параллельный монтаж и др. В жанровом отношении картина считается прародительницей вестерна.
1905–1908 гг. – период возникновения стационарных кинотеатров, оснащённых проекционными аппаратами. Первое подобное заведение было открыто в Питтсбурге Г. Дэвисом и Д. П. Харрисом. Стоимость входа составляла 1 никель (5 центов), вследствие чего кинотеатр получил название «никельодеон». Это были небольшие помещения с голыми стенами и деревянными скамейками. Программа просмотра длилась от 15 минут до 1 часа. Распространение никельодеонов привело к появлению проката, увеличению длины фильмов и стандартизации длины плёнки на одной бобине (1 тыс. футов / 305 м). К 1908 г. в стране насчитывалось около 10 тыс. никельодеонов. Благодаря растущему количеству кинотеатров период 1905–1913 гг. вошёл в историю под названием «эпоха никельодеонов». Основу кинотеатральных программ составляли европейские фильмы.
Бум никельодеонов обострил конкурентную борьбу Эдисона. Руководствуясь патентным правом, изобретатель с 1897 г. в судебном порядке преследовал других кинопроизводителей. Главный конкурент Эдисона – компания American Mutoscope and Biograph Company (AM&B). В ходе серии судебных разбирательств между Эдисоном и AM&B другие кинопроизводители Америки столкнулись с необходимостью отчислять проценты от сбора одной из двух компаний. Финальная точка борьбы – создание 9 сентября 1908 г. компании кинопатентов Motion Picture Patents Company (MPPC), иначе – «Кинотрест Эдисона» во главе с Эдисоном и представителями AM&B. Остальные компании, вошедшие в трест, должны были выплачивать им процентный сбор. Вхождение в структуру новых участников не предполагалось.
Для контроля MPPC над всеми секторами кинодела вводилась система лицензирования. Количество лицензий равнялось числу членов кинотреста. В результате только входившие в MPPC компании могли заниматься производством и прокатом фильмов на территории США. Владельцы кинотеатров также должны были отчислять процент кинотресту. Таким образом, под руководством Эдисона в США устанавливалась монополия на кинопроизводство. Однако уже в 1909 г. трест столкнулся с сопротивлением ряда прокатчиков и владельцев никельодеонов – «независимых». В ответ на создание кинотреста они организовали ряд антитрестовских компаний, наладивших деятельность нелицензируемых кинопроизводителей, дистрибьюторов и владельцев кинотеатров. Исчерпав судебные ресурсы, Эдисон прибегнул к незаконным методам борьбы с конкурентами. Чтобы уйти от преследований, «независимые» двинулись на запад страны – в Южную Калифорнию – и обосновались в небольшом поселении под Лос-Анджелесом – будущем Голливуде. Значительными преимуществами переноса кинодеятельности стали: погодные условия, пригодные для круглогодичного кинопроизводства (320 солнечных или ясных дней в году); разнообразие природного ландшафта в пределах досягаемости (горы, леса, озёра, побережье, пустыня и т. д.); низкая налоговая ставка, наличие дешёвой земли и т. д. Первая студия в Голливуде открылась в 1911 г. в помещении бывшего бара, хозяин которого разорился после введения сухого закона.
Дэвид Уорк Гриффит. 1920-е гг. Библиотеки Вашингтонского университета.В 1912 г. Министерство юстиции США возбудило иск против MPPC за нарушение антимонопольного закона Шермана. Итогом разбирательств стала ликвидация треста в 1918 г. На фоне ослабевания конкурента кинодеятельность в Голливуде стремительно развивалась. Уже к 1915 г. здесь было сосредоточено более 60 % кинопроизводства страны.
Самый значительный американский режиссёр 1910-х гг. – Д. У. Гриффит.
С его именем связывают окончательное утверждение кинематографа как искусства и режиссуры как творческой профессии. Он разработал или усовершенствовал такие приёмы, как чередование и смена планов, параллельный монтаж, установил связь между динамичностью действия и длиной кадров (чем короче кадр, тем динамичнее действие), панорамирование (в том числе вертикальное) и тревеллинг для эмоционального вовлечения зрителя, использование ракурса для усиления драматического и смыслового акцента, а также применение искусственного освещения как выразительного средства. Разрабатывал новые принципы актёрского исполнения перед камерой. Из «школы Гриффита» вышла плеяда блестящих артистов немого кино: Л. Гиш, М. Пикфорд, М. Марш, Р. Бартелмесс, Р. Харрон, М. Куппер и др.
Наиболее значительные картины Гриффита – «Рождение нации» (1915, экранизация романа Т. Диксона «Человек клана» о Гражданской войне и возникновении Ку-клукс-клана) и «Нетерпимость» (1916). Кадр из фильма «Рождение нации». Режиссёр Дэвид Уорк Гриффит. 1915. Музей современного искусства, Нью-Йорк.Их повествовательная сложность и эпический размах были беспрецедентными. Опираясь на опыт итальянских пеплумов, Гриффит довёл мастерство режиссуры до совершенства. Беспрецедентный успех фильма «Рождение нации» и высочайшее художественное мастерство вывели кинематограф на новый уровень: кино из новой, борющейся за право существования формы искусства превратилось в промышленность с многомиллионными доходами. Успех фильма (190 мин) также решил вопрос перехода кино на полнометражный формат.
В фильме «Нетерпимость» Гриффит пошёл дальше в своих экспериментах. Главный драматургический приём – принцип параллельного повествования. Кадр из фильма «Нетерпимость». Режиссёр Дэвид Уорк Гриффит. 1916.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.При помощи параллельного монтажа объединены 4 эпохи: древняя Иудея, Вавилон, Франция 16 в. и Америка 20 в. Размах и образная поэзия «Нетерпимости» подняли искусство кино на новую высоту (выразительные крупные планы; использование композиции кадра для передачи психологического состояния героев; символическое значение деталей, наезды, наплывы, затемнение, совершенное чувство ритма). Фильм оказался слишком сложен для восприятия и провалился в прокате. Финансовый крах не прервал карьеру Гриффита. Среди его работ – «Сердца мира» (1918), «Сломанные побеги» (1919), «Путь на восток» (1920).
Другие важнейшие фигуры американского кино 1910-х гг. – Т. Х. Инс и М. Сеннет. Первый ввёл принцип «железного сценария» и утвердил приоритет продюсера в процессе кинопроизводства. Второй на базе основанной им студии «Кистоун» (Keystone Studios) создал специфический тип комедийного жанра – «американская комическая». Её черты: ставка на визуальный юмор – гэги, совмещение элементов цирка, водевиля, бурлеска, пантомимы и доведённого до абсурда жанра погони. Наиболее известный фильм – «Прерванный роман Тилли» («Tillie's Punctured Romance», 1914). В студии «Кистоун» сформировался ансамбль блестящих комических артистов: М. Норманд, Р. Конклинг («Толстяк») Арбакл, Г. Лэнгдон. У Сеннета начали свои карьеры Ч. Чаплин и Г. Ллойд.
Американская киноиндустрия значительно расширилась во время Первой мировой войны и продолжала расти в 1920-е гг. за счёт инвестиций с Уолл-стрит. На 1920-е гг. приходится становление Голливуда, который превращается в мировой киногигант. Экспорт Голливуда продолжал беспрепятственно расти до середины 1920-х гг. и стабилизировался после занятия почти всех рынков.
На это время приходится становление т. н. студийной системы – особой системы организации производства и проката фильмов. Вся основная кинодеятельность сосредоточилась в руках «большой восьмёрки» (или мейджоров) – восьми основных студий: Paramount Publix Corporation, Loew's (Metro-Goldwyn-Mayer, MGM), First National Pictures, Universal Pictures, Fox Film Corporation, Producers Distributing Corporation, Film Booking Office и Warner Bros. Pictures. Наиболее крупные студии владели сетями кинотеатров. Другие особенности студийной системы: ставка на развлекательное кино, стандартизация кинопроизводства, «система звёзд», практика «блок букинга» – продажа «независимым» кинотеатрам нескольких фильмов одним пакетом. Среди звёзд 1920-х гг.: Р. Валентино, К. Боу, Б. Дэниелс, П. Негри, Г. Свенсон и др.
Экран тех лет создал апологию жизни 1920-х гг., или «эпохи джаза», – лёгкой, радостной, не знающей трудностей как материальных, так и моральных. Один из представителей этого направления – С. Б. Де Милль – после Первой мировой войны прославился как постановщик комедий и салонных мелодрам из жизни представителей высшего общества. Картины демонстрировали роскошь жизни и фривольность новой морали [«Старые жёны вместо новых» (1918), «Не меняйте мужа», «Самец и самка» (обе – 1919), «Запретный плод» (1921)]. Главный конкурент Де Милля в жанре легкомысленных комедий – Э. Любич. Его картины отличала сатирическая трактовка фривольных сюжетов, умелая подача непристойных ситуаций, обыгрывание деталей [«Брачный круг» (1924), «Веер леди Уиндермир» (1925) и др.].
На фоне подобных тенденций в наиболее консервативных кругах общества стал назревать протест против безнравственности кинематографа, под давлением ряда религиозных и женских организаций возникла угроза введения цензуры; ситуацию усугубляли скандалы в среде голливудских звёзд (Р. Арбакл, М. Норманд, Т. Инс и т. д.). С целью предотвращения подобных ограничений мейджоры обратились к практике самоцензуры. В 1922 г. была создана Ассоциация продюсеров и прокатчиков Америки (Motion Picture Producers and Distributors of America, MPPDA) – официальный представительный орган кинематографии во главе с У. Хейсом. С 1924 г. MPPDA начала выпускать серию документов, в которых содержались предписания по ограничению аморального содержания в фильмах. До 1934 г. ограничения носили рекомендательный характер, который кинематографистам удавалось обходить. После введения ограничительных мер Де Милль переключился на создание эпических полотен на религиозную тему «Десять заповедей» (1923) и «Царь царей» (1927), в которых верность морали сочеталась с изображением греха.
Среди других популярных жанров: «руританские» (от названия вымышленной страны Руритания из романа «Узник Зенды» Э. Хоупа) и экзотические мелодрамы [«Пленник Зенды» (1922), «Шейх» (1921), «Молодой раджа» (1922)]; фильмы «плаща и шпаги» [«Знак Зорро» (1920), «Три мушкетёра» (1921), «Робин Гуд» (1922), «Багдадский вор» (1924)]; военные боевики о Первой мировой войне [«Большой парад» (1925), «Крылья» (1927)], вестерны [«Крытый фургон» (1923), «Железный конь» (1924), «Победа Барбары Уорт» (1926)]. Наибольшего развития достигает «американская комическая». Особый вклад в развитие этого поджанра внесли Г. Ллойд [«Бабушкин внучек» (1922), «Наконец в безопасности» (1923)] и Б. Китон («Три эпохи» (1923), «Наше гостеприимство» (1923), «Навигатор» (1924), «Шерлок младший» (1924), «Генерал» (1926)]. Особняком стоит Ч. Чаплин: при помощи эксцентрической комедии он обратился к темам социальной несправедливости и противостояния «маленького человека» и большого мира [«Собачья жизнь» (1918), «На плечо!» (1918), «Малыш» (1921), «Золотая лихорадка» (1925), «Цирк» (1928) и др.].