Симметричная федерация
Симметри́чная федера́ция, модель федеративного устройства государства, отражающая равноправный статус субъектов как между собой, так и в отношениях с федерацией.
Федеративное устройство государства характеризуется сложными формами взаимодействия как между федеральным центром и субъектами, так и между субъектами федерации. На конец 2022 г. насчитывается около 28 федеративных государств: Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединённые Арабские Эмираты, Бельгия, Австрия и др.
Статус субъектов федерации, являющийся основанием для разделения таких государств на симметричные и асимметричные, во многом определяется исторической природой процесса создания такого федеративного государства. С точки зрения образования федеративные государства можно разделить на конституционные, договорные и конституционно-договорные. Если говорить о причинах создания федеративных государств, то можно выделить многонациональный состав государственных образований, решение общих задач, реализацию демократических основ государственного устройства и т. д. В мире есть примеры образования федеративных государств в процессе объединения независимых государств (в 1787 – США, в 1867 – Канада, в 1901 – Австралия). Нередки случаи преобразования унитарных государств в федеративные (Россия, Бельгия, Германия, Австрия).
Статус субъектов, отражающий симметричный или асимметричный характер федеративного устройства государства, предопределён правовой природой создания федерации и первопричин образования такого государства. По мнению В. Е. Чиркина, «симметричная федерация нередко возникает "снизу", на основе союза, но это вовсе не обязательно» (Чиркин. 1994. С. 151). Например, федерация в Чехословакии была создана путём конституционных изменений в 1968 г. и, соответственно, была юридически симметричной. В Конституцию Чехословацкой Социалистической Республики 1960 г. были внесены поправки, в результате которых унитарное государство было преобразовано в федеративное, в его состав входили две равноправные республики: Чешская Социалистическая Республика и Словацкая Социалистическая Республика. Противоположный пример – подписание союзного договора в 1964 г. между Танганьикой и Занзибаром. Несмотря на данный договор, федерация в Танзании носила асимметричный характер.
Яркими примерами симметричных федераций являются Австрия, Германия и США, но и здесь есть элементы асимметрии. Например, штаты, входящие в состав США, обладают равными полномочиями, у них равное количество представителей в сенате, однако число конгрессменов в палате представителей варьируется в зависимости от численности населения представляемого штата. Пуэрто-Рико, как составная часть США, имеет особый статус ассоциированного члена. С одной стороны, можно данное обстоятельство характеризовать как элемент асимметрии, т. к. наряду с основными, государствообразующими субъектами существуют территории с ассоциированным статусом. С другой стороны, наличие ассоциированных членов в рамках федеративного государства не может умалять равноправный статус основных субъектов федерации. М. В. Глигич-Золотарева отмечает, что с существованием такого рода асимметрии сложно согласиться, т. к. статус «ассоциированных» государств слишком широк и разнообразен, а порой и вообще не выделим (Глигич-Золотарева. 2006. С. 115–116).
В 2023 г. в мировом сообществе абсолютно симметричных федераций практически не существует. В целом в мире наблюдается тенденция к асимметрии, однако некоторые учёные-юристы рассматривают симметричную федерацию как наиболее стабильную. Так, И. Умнова (Конюхова) и Н. Ермакова отмечают: «Идеальная федерация – симметричное государство, где в основу устройства положено объединение субъектов федерации, однородных по природе и равных по статусу» (Умнова. 2001. С. 295).
Симметричный характер государства – понятие собирательное, каждое государство обладает национальными особенностями. Для примера можно рассмотреть ФРГ и такой признак данного федеративного устройства, как представительство земель в федеральном парламенте. В Германии количество депутатов зависит от численности населения соответствующей земли. В соответствии со ст. 51 Конституции ФРГ «каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше двух миллионов имеют четыре голоса, с населением свыше шести миллионов – пять голосов, с населением свыше семи миллионов – шесть голосов».
Любое федеративное государство в силу национальных, исторических и иных причин может столкнуться с необходимостью предоставления отдельным территориальным образованиям особого статуса, наряду со статусом традиционных субъектов. Такая «частичная асимметрия» не нарушает общей симметричной конструкции (Хакимов. 2009. С. 236). В данном понимании асимметричная федерация не предполагает равноправие субъектов как между собой, так и по отношению к федеральному центру.
Применительно к модели федеративного устройства и разграничения государств на симметричные и асимметричные необходимо разграничивать понятия «равноправие» и «равенство». Конституция Российской Федерации в ст. 5 закрепляет принцип равноправия народов России, равноправие субъектов Российской Федерации (Российская газета. 1993. № 237 (853); Конституция Российской Федерации...2020). Вместе с тем профессор С. И. Некрасов отмечает: «различные регионы России не являются, не могут, да и не должны быть равными во всех отношениях» (Некрасов. 1997. С. 65). Профессор Т. В. Заметина применительно к российской модели федеративного устройства, в свою очередь, подчёркивает: «...принцип равноправия, установленный ст. 5 Конституции РФ, предполагает вертикальный... и горизонтальный... уровни реализации» (Заметина. 2010. С. 74).
На основе вышесказанного можно выделить признаки симметричной модели федеративного устройства:
одинаковое название субъектов федерации (земли, штаты, республики);
одинаковая система органов государственной власти субъектов, построенная на универсальных принципах;
одинаковые принципы взаимодействия субъектов с федеральным центром.
Данные принципы не являются абсолютными и исчерпывающими, но их наличие свидетельствует о присутствии элементов симметрии.
Не существует какой-либо идеальной модели федерации. Любое федеративное государство обладает рядом только ему присущих особенностей. Поэтому каждое федеративное государство должно стремиться построить свой механизм развития федеративных отношений.