Шин Арахан
Шин Араха́н (Shin Arahan, бирм. ရှင်အရဟံ) (предположительно 1034–1115), один из наиболее известных буддийских монахов в истории Бирмы, духовный наставник первых четырёх бирманских государей. Согласно преданиям, именно он принёс буддизм тхеравады на территорию Бирмы.
Сведения о мирском и монашеском именах Шина Арахана не дошли до наших дней. Как отмечает французский историк Э. Гилон, на санскрите и пали имя Арахан (Arahant) следует переводить как архат – существо, полностью освободившееся от невзгод сансары. Понятие Шин (бирм. ရှင်) с бирманского языка переводится как «хозяин», оно в основном употреблялось как уважительное обращение к монахам. Отсутствие сведений об имени монаха делает его образ символичным.
Основным источником по биографии монаха можно считать «Большую Великую хронику» (бирм. မဟာရာဇဝင်ကြီး), написанную монахом У Кала в 1724 г. Позднее информация об Арахане фигурирует и в тексте «Хроники Стеклянного дворца» (бирм. မှန်နန်း ရာဇဝင်), написанной в 1832 г. Упоминания о монахе в памятниках эпиграфики 11–12 вв., синхронных со временем его жизни, отсутствуют.
Согласно тексту «Большой Великой хроники», монах родился в 1034 г. в монском государстве Татхоун (бирм. သထုံ). О его этнической принадлежности в хрониках не упоминается. Матерью Шина Арахана была девственная жена брахмана, что может говорить о возможном «непорочном зачатии». После принятия монашества, Шин Арахан достиг состояния архата. По сведениям бирманских хроник, в 11 в. буддизм в Татхоуне перестал быть ортодоксальным, «чистым», что побудило монаха в 22 года (1056) покинуть родные земли и отправиться на север в молодое бирманское государство Паган, где он познакомился с его первым правителем – Анойатхой (Анирудха, пали Anirudha), а впоследствии стал его духовным наставником и призвал к совершению целого ряда преобразований.
В 1056 г. в Пагане произошло т. н. очищение сангхи от монахов эйи (Ари, пали Ari), придерживавшихся ложных воззрений. В результате этого произошло установление ортодоксии буддизма тхеравады. В научном сообществе вопрос об идентификации этих монахов является спорным. В хрониках эйи описываются как монахи, придерживающиеся порочных практик. По мнению французского исследователя Л. Фино, они являлись последователями индуизма (The Ari of Pagan. 1913). Ш. Дюруазель и Н. Рай полагали, что эйи связаны с Махаяной (Duroiselle. 1916; Ray. 1936), а бирманский историк Тан Тхун относил эйи к монахам лесной традиции (пали āraññaka) (Than Tun. 1955).
Кроме советов по «очищению сангхи» Шин Арахан способствовал усилению политического и религиозного влияния Пагана. Согласно тексту «Большой Великой хроники», паганский государь по совету Шина Арахана отправил в Татхоун посольство, чтобы получить древнюю реликвию, зуб Будды, и несколько десятков рукописей, содержащих текст Типитаки. Получив отказ, разгневанный Анойатха отправился на войну против Татхоуна и в 1057 г. захватил государство, после чего перевёз в Паган ценные реликвии, а также монских монахов, брахманов и правителя Татхоуна Мануху (пали Manuha). Это деяние главы Паганского государства носило не только религиозный, но и политический характер, т. к. обладание реликвиями позволило ему претендовать на роль значимого религиозного и политического центра своего времени.
С именем Шина Арахана связано строительство известных буддийских культовых построек в Пагане. Самой известной из них является ступа Швезигон, ныне расположенная на территории современного г. Ньяунг-У. Согласно тексту «Большой Великой хроники», по совету Шина Арахана Анойатха водрузил на большого белого слона реликвию лобной кости Будды. В том месте, где слон остановился, была сооружена великолепная ступа, которую можно увидеть в городе и по сей день.
Шин Арахан оставался духовным наставником государей Пагана и после смерти Анойатхи. Так, во времена правления Солу (1077–1084), Чанзитты (1084–1112/1113) и Элаунситу (1112/1113–1167) монах давал наставления перечисленным правителям.
В историографии оценки роли фигуры Шина Арахана носят дискуссионный характер. Так, по мнению бирманского историка Маун Тхин Ауна, первое «очищение санги» способствовало не столько избавлению от «еретиков эйи», сколько сближению бирманского буддизма и культа Вишну, что явно не свидетельствует об установлении ортодоксии тхеравады в Бирме (Maung Htin Aung. 1967). Известный бирманист Тан Тхун полагал, что «очищение сангхи» Шином Араханом не стоит представлять слишком гладким и быстрым, как описано в несинхронных хроникальных источниках (Than Tun. 1955).
Отдельного рассмотрения заслуживает точка зрения известного американского бирманиста М. Аун-Твина. Историк утверждает, что захват паганским государем Анойатхой Татхоуна по совету Шина Арахана – миф, разработанный британскими колониальными историками с целью противопоставления истории этнических меньшинств истории самих бирманцев (Aung-Thwin. 2005).