Шейблер Трувор Карлович
Ше́йблер Тру́вор Ка́рлович [28.2(12.3)1900, Рига – 17.3.1960, Нальчик], российский композитор, дирижёр, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР (1951), заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Сын немца-инженера, в детстве занимался музыкой с матерью. С 1919 г. учился в Петроградской консерватории по классу композиции (среди учителей – А. К. Глазунов, М. О. Штейнберг), окончил в 1924 г. Одновременно обучался на юридическом факультете Петроградского университета. Работал в Петрограде концертмейстером и дирижёром в театре Пролеткульта (1917–1922) и Первом передвижном театре (1923–1924). 11 апреля 1924 г. арестован. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 23 мая 1924 г. по статье 60 УК РСФСР выслан на Урал на 2 года вместе с женой – художницей Марией Сергеевной Шейблер (урождённая Щербатова; 1900–1984). 15 мая 1925 г. ему было разрешено свободное проживание на территории СССР за исключением 6 центральных городов и погрангуберний. В 1926–1928 гг. дирижёр в Тюменском драматическом театре. В 1928 г. переехал в Пермь, заведовал музыкальной частью Театра рабочей молодёжи (ТРАМ; 1928–1938). В 1936 г. на Свердловском радио была исполнена его музыкальная комедия «Как её зовут». Вторично арестован 10 марта 1938 г. в г. Лысьва Пермской области, освобождён в декабре того же года «за недоказанностью состава преступления». В 1938 г. заочно окончил режиссёрский факультет ГИТИС.
С 1939 г. жил в Нальчике. В поездках по Кабардино-Балкарии записал свыше 500 образцов музыкального фольклора. В начале Великой Отечественной войны общался с эвакуированными в Нальчик С. С. Прокофьевым и Н. Я. Мясковским (прибыли 11 августа 1941), познакомил их с образцами фольклора (мелодии народов Северного Кавказа вошли во 2-й квартет Прокофьева и 23-ю симфонию Мясковского, написанные в том же году). Осенью 1941 г. Шейблер в связи с немецким происхождением вместе с женой высланы на север Урала, в Соликамск; здесь в 1945 г. был поставлен его детский балет «Муха-Цокотуха» (по К. И. Чуковскому). В 1947 г. вернулся в Нальчик, до 1949 г. художественный руководитель и дирижёр Кабардинской филармонии. В течение ряда лет преподавал в единственной в Нальчике музыкальной школе, здесь у него учились будущие дирижёры Ю. Х. Темирканов, Б. Х. Темирканов, композитор Дж. К. Хаупа и др. В 1959 г. стал первым председателем Союза композиторов Кабардино-Балкарской АССР (ныне Союз композиторов Кабардино-Балкарской Республики).
Т. К. Шейблер сыграл важнейшую роль в развитии музыкального искусства Кабардино-Балкарии, где почитается как основоположник национальной композиторской музыки. Изучив устное наследие кабардинцев и балкарцев, Шейблер в своих произведениях мастерски соединил европейскую академическую традицию и характерные особенности местных народных песен и наигрышей.
Одноактная опера-балет «Нарты» (либретто Б. И. Куашева по Нартскому эпосу) – первое в республике музыкально-сценическое произведение; написана в 1957 г. в честь 400-летия вхождения Кабарды в состав России. В основу либретто легли две легенды из адыгской версии эпоса, связанные с мотивом добывания огня. Жанр оперы-балета, по замыслу композитора, отражает большую роль хореографического компонента в традиции адыгов. Опера-балет «Нарты», поставленная Кабардино-Балкарским государственным ансамблем песни и пляски (с 1965 Государственный ансамбль танца «Кабардинка»), был показана на сцене московского Большого театра с участием оркестра Большого театра в рамках Декады национального искусства и литературы в 1957 г. (партию Сатаней исполнила кабардинская певица В. Ш. Сосмакова, 1934–2017). Среди других сочинений Шейблера (кантаты, произведения для оркестра, инструментальные сочинения, пьесы для фортепиано, хоры, романсы, музыка к спектаклям драматического театра) в республике наиболее популярна Рапсодия-фантазия на кабардинские темы для фортепиано с оркестром (1951, 2-я ред., 1954). Ряд произведений написан на слова А. А. Шогенцукова – основоположника современной кабардино-черкесской литературы.
Автор ряда статей о кабардинской музыке [в том числе в сборнике «Музыкальная культура автономных республик РСФСР» (Москва, 1957)].