Кабардино-черкесская литература
Кабарди́но-черке́сская литерату́ра, литература на кабардино-черкесском языке. Представлена самостоятельными литературными традициями двух народов – кабардинцев и черкесов – и существует на территории их расселения (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия).
История литературы кабардинцев (которые вместе с черкесами, абазинами и адыгейцами составляют этническую общность адыгов, имеющих общие фольклор и художественную культуру) восходит к просветительской деятельности (в 1-й половине 19 в.) Ш. Б. Ногмова – составителя грамматики кабардинского языка, собирателя кабардинского фольклора и переводчика на родной язык произведений русских, арабских и турецких поэтов. После создания кабардино-черкесской письменности (1923–1924) началось формирование современной литературы; её основоположник – А. А. Шогенцуков. На первом этапе развития литературы кабардинцев доминировала поэзия (Б. М. Пачев, Т. М. Борукаев, П. Д. Шекихачев). В 1930-е гг. появились первые прозаические и драматические произведения (З. А. Аксиров, М. А. Афаунов, С. М. Кожаев, З. Б. Максидов, Дж. М. Налоев).
В середине 20 в. расцвет переживала революционно-публицистическая и лирическая поэзия (А. П. Кешоков, Б. И. Куашев, А. О. Шогенцуков, А. К. Шомахов, А. А. Хавпачев). В 1950-е гг. современная проблематика осваивалась в произведениях молодых поэтов Ф. Г. Балкаровой и З. М. Тхагазитова. В прозе середины 20 в. (Х. Хавпачев, А. О. Шогенцуков, А. П. Кешоков) преобладают рассказы и очерки; появляются первая социально-психологическая повесть («Аслан» Х. И. Теунова, 1941), первый кабардинский роман – «Горцы» (части 1–2, 1954–1975) А. Т. Шортанова. В этот же период активно развивалась драматургия (З. Аксиров, С. Х. Кушхов, П. Т. Мисаков, М. М. Тубаев, А. Шортанов, А. Шомахов). С 1960-х гг. в качестве ведущего эпического жанра утвердился исторический роман («Вершины не спят» Кешокова, книги 1–2, 1960–1966). Среди писателей последней четверти 20 в. – прозаики М. Эльберд, Т. Адыгов, Х. Бештоков, С. Х. Мафедзев; драматурги Б. Утижев, М. Кармоков; поэты Л. Губжоков, А. Бицуев, Р. Ацканов.
Литература черкесов развивается с 1920-х гг., когда появились первая черкесская газета «Адыгэ псаукlэ» («Черкесская жизнь», с 1924), первые буквари, учебники и книги на черкесском языке; началась запись черкесского фольклора. Её родоначальники – Х. К. Абуков, М. П. Дышеков, С. Темиров, И. Амироков, А. Тлюняев, К. Карданов. В 1930-е гг. разрабатывались главным образом прозаические жанры – рассказ, повесть, а также роман: первый черкесский роман «На берегах Зеленчука» (1930) Абукова, «Зарево» (1934) Дышекова. Становление поэзии ознаменовано выходом коллективного сборника «Стихи молодых поэтов Черкесии» (1939; участники – М. Х. Ахметов, Х. Х. Гашоков, А. Охтов, М. Охтов, К. Унежев). В 1960-е гг. дебютировали поэты А. Ханфенов, В. Абитов, А. Аков, Р. Хахандуков и др.
С выходом в свет первой книги исторической трилогии «Отец и сын» (1953–1963) Гашокова начался новый этап в развитии черкесской прозы: исторические темы претворены в трилогии «Фатимат» (1963–1970) Ц. Коховой, романах В. Абитова, М. Ахметова, Х. Братова («Жестокость», 1994), Ф. Хабекировой.