Щитки летательного аппарата
Щитки́ лета́тельного аппара́та, конструктивные элементы летательного аппарата, используемые для изменения аэродинамических сил (аэродинамические щитки) или для защиты отдельных агрегатов летательного аппарата от набегающего потока (защитные щитки). Появились в 1930–1940-х гг.
Щитки как элементы механизации крыла могут устанавливаться в передней и/или задней части крыла и предназначены для увеличения подъёмной силы на больших углах атаки (при взлёте и посадке) за счёт изменения кривизны профиля. Выполняются в виде пластин, которые могут отклоняться (поворотные щитки) или смещаться (выдвижные щитки) вдоль хорды крыла. Щитки действуют аналогично предкрылкам и закрылкам, проще их по конструкции, но менее эффективны. К аэродинамическим щиткам можно также отнести некоторые управляющие поверхности: интерцептор и тормозной щиток.
Защитные щитки обычно выполняются в виде поворотных или сдвижных панелей, закрывающих, например, нишу шасси после уборки его в полёте, объектив фотоаппарата в нерабочем положении на самолёте-разведчике и т. д. Часто применяются щитки на колёсах шасси для защиты самолёта от грязи и камней, вылетающих из-под колёс при взлёте и посадке. Управление щитками осуществляется из кабины экипажа либо производится автоматически, когда щитки механически связаны с агрегатами, которые они закрывают (например, управление щитками шасси согласовано с выпуском и уборкой стоек шасси).
Технологически щитки выполняются в виде клёпаной или сварной конструкции с силовым набором или клеёной (паяной) конструкции с сотовым заполнителем. При изготовлении щитков широко используются различные композиционные материалы. Наружная обшивка щитка, выходящая в поток, обычно бывает криволинейной и в закрытом положении вписывается в аэродинамические формы самолёта.