Интерцептор
Интерце́птор (лат. interceptor – захватчик, от intercipio – перехватывать, отбивать; спойлер, англ. spoiler, от spoil – портить, нарушать), аэродинамический орган управления летательным аппаратом, выполненный в виде пластины, в рабочем положении выступающей над его поверхностью под углом к набегающему потоку. Обычно интерцептор устанавливается на верхней поверхности крыла и в рабочем положении уменьшает его подъёмную силу.
Интерцептор используется при отклонении на правой или левой половине крыла в качестве органа поперечного управления (иногда совместно с элеронами), а при одновременном отклонении на правой и левой половинах как гаситель подъёмной силы. Управляющая сила при использовании интерцепторов создаётся главным образом за счёт повышения давления перед ним. Разрежение за интерцептором обычно уменьшает эту силу.
По конструктивному выполнению различают два основных типа интерцепторов (рис. 1): поворотный – часть подкреплённой обшивки несущей поверхности, поворачиваемая по отношению к потоку на углы до 90°, и выдвижной – в виде пластины, выдвигаемой из поверхности летательного аппарата в поток под углом, близким к 90°. Разновидностью поворотного интерцептора является интерцептор с протоком и дефлектором.
В неотклонённом положении интерцептор обычно не выступает за обводы поверхности летательного аппарата. Известны неуправляемые (неподвижные) интерцепторы, предназначенные для создания постоянных (при данном режиме полёта) сил, а также струйные интерцепторы, в которых роль пластины выполняет струя газа, выдуваемая из поверхности летательного аппарата. Интерцептор может быть установлен и на фюзеляже или другой омываемой потоком части летательного аппарата, хотя его эффективность в этом случае обычно ниже, чем при установке на крыле.
Преимущество интерцепторов перед другими органами управления (например, элеронами) состоит в том, что они могут устанавливаться в той части крыла, в которой задняя кромка использована для размещения механизации крыла (рис. 2).
Интерцептор обычно состоит из лонжерона, нервюр, стрингеров и наружной обшивки, иногда может быть выполнен монолитным. Выдвижной интерцептор требует сравнительно небольших усилий для выдвижения, но для его размещения в убранном положении необходимы большие строительные высоты крыла. К недостаткам интерцептора следует отнести сравнительно большое лобовое сопротивление, малую эффективность при малых углах отклонения и быстрое падение эффективности при больших углах атаки. При отклонении предкрылков интерцептор сохраняет эффективность до бо́льших углов атаки.
До 1940-х гг. интерцепторы применялись на экспериментальных самолётах в СССР (Р-Б, ОПБ-41 и др.) и за рубежом. Первый серийный самолёт с интерцепторным управлением (Нортроп Р-61 «Black Widow», США) был создан во время Второй мировой войны. На пассажирских самолётах Ту-134А, Ил-62, Ту-154, Ил-86 и др. интерцепторы используются для увеличения поперечной управляемости в дополнение к элеронам и как воздушные тормоза при посадке. На истребителе МиГ-23 поперечное управление осуществляется интерцептором совместно с дифференциально отклоняемым стабилизатором (элероны отсутствуют).