Закрылок
Закры́лок, профилированный, обычно отклоняющийся элемент механизации крыла, расположенный вдоль его задней кромки и предназначенный для улучшения аэродинамических характеристик летательного аппарата. Закрылки используются при взлёте и посадке для увеличения подъёмной силы крыла, а также в полёте для улучшения манёвренных характеристик летательного аппарата. Закрылки могут быть установлены по всему размаху крыла или по его частям (в этом случае различают внутренние закрылки, используемые в основном при взлёте и посадке, и внешние закрылки, используемые обычно при манёврах летательного аппарата). Однако для закрылков, занимающих часть крыла, существенны пространственные эффекты, которые снижают их эффективность и приводят к увеличению индуктивного сопротивления.
При использовании закрылков увеличение подъёмной силы происходит за счёт изменения поля течения около крыла, обусловленного одной или несколькими из следующих причин:
изменением геометрии профиля путём увеличения кривизны профиля;
увеличением площади несущей поверхности (например, закрылок в форме щитков);
воздействием на пограничный слой с целью затягивания его отрыва (например, закрылок Коандэ);
аэродинамической интерференцией закрылок с основной частью крыла (например, щелевой закрылок, закрылок Фаулера);
реакцией выдуваемой струи газа (например, струйный закрылок).
Выпуск и уборка закрылков могут производиться автоматически или по команде из кабины лётчика с помощью гидро-, пневмо- и электроприводов. Первые самолёты с механизацией задней кромки крыла были построены в 1920-х гг. В СССР закрылки впервые были установлены на самолётах Р-5, Р-6, РГ-1. Более широко закрылки стали применяться в 1930-х гг., когда получила распространение схема свободнонесущего моноплана. Конструкция закрылок в общем аналогична конструкции крыла.
Для исследования аэродинамических характеристик закрылков и изучения влияния на их эффективность различных параметров моделирование течения обычно проводится в рамках теории плоского движения идеальной жидкости. Однако на работу закрылков большое влияние оказывают вязкость среды и пространственность (трёхмерность) течения. Моделирование таких течений очень сложно, поэтому аэродинамические характеристики закрылков определяются, как правило, экспериментальным путём.