Стойка шасси летательного аппарата
Сто́йка шасси́ лета́тельного аппара́та, основной силовой элемент шасси летательного аппарата, воспринимающий и передающий на конструкцию планёра концентрированные статические и динамические нагрузки, возникающие при взлёте и особенно при посадке летательного аппарата.
Основные элементы стойки шасси:
амортизатор шасси, при балочной схеме тележки шасси он встроен в стойку шасси, при рычажной – вынесен;
складывающийся подкос, воспринимающий нагрузку от лобовых сил (уменьшающийся по длине при убирании стойки шасси);
раскосы – стержни, расположенные по диагонали шарнирного многоугольника, образованного стойкой шасси и подкосом, и обеспечивающие геометрическую неизменяемость этого многоугольника;
траверсы – элементы крепления стойки к крылу или фюзеляжу (при подкосной стойке шасси связь с летательным аппаратом осуществляется с помощью подкосов);
механизм ориентации стойки шасси, предназначенный для разворота стойки при её убирании или выпуске;
узел у нижнего основания стойки шасси для крепления оси колёс или тележки к стойке шасси;
замки, обеспечивающие фиксацию стойки шасси в выпущенном и убранном положениях;
цилиндры механизма выпуска и убирания шасси.
Консольная конструкция стойки шасси, отличающаяся большой жёсткостью, исключает необходимость заднего подкоса. При рычажной и полурычажной схемах к стойке шасси относятся также рычаги, на которых крепятся колёса. Передняя стойка шасси включает цилиндры демпфера шимми летательного аппарата – устройства, защищающего летательный аппарат от вибрации колёс, и рулёжное устройство (с гидроцилиндром), предназначенное для поворота передней стойки шасси при движении (рулении) летательного аппарата по земле, разбеге перед взлётом и пробеге после посадки.
В начальный период развития авиации стойки шасси при полёте самолёта находились в воздушном потоке и являлись одним из основных источников аэродинамического сопротивления. Для его снижения сначала стали устанавливать обтекатели на колёса и стойки шасси, а в 1930-х гг. при создании скоростных самолётов началось широкое применение убирающегося шасси, хотя это и связано с увеличением массы и усложнением конструкции шасси.
Кинематика убирания стоек шасси весьма разнообразна. На большинстве отечественных и зарубежных пассажирских самолётов они убираются вдоль по размаху крыла в сторону фюзеляжа. На самолётах семейства Ту, как правило, – назад по потоку в специальные обтекатели, при этом тележка шасси поворачивается на 180° так, что передние колёса оказываются сзади. Такая компоновка предельно уменьшает размеры обтекателя.