Саратовская область. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Сара́товской о́бласти, совокупность автомобильного, железнодорожного, авиационного и водного транспорта субъекта Российской Федерации.
В Саратовской области доля транспорта в структуре валового регионального продукта составляет 7,0 % (2022; 6,2 % в среднем по РФ). Область располагает всеми видами транспорта, кроме морского, которые взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя развитую транспортную систему. Созданы комплексные транспортные узлы в городах Саратов [сочетание автомобильного, железнодорожного, авиационного и внутреннего водного транспорта; соединён с г. Энгельс, расположенным на противоположном, левом берегу реки Волги, Саратовским автомобильным мостом (1965); к северо-востоку от города сооружён Новый Саратовский автомобильный мост (Пристанский; 1-я очередь – 2000, 2-я очередь – 2009)], Балаково (железнодорожный и автомобильный переезды через Волгу проходят по плотине Саратовской ГЭС, 1967), Вольск (в обоих – автомобильный, железнодорожный и внутренний водный), Балашов, Пугачёв, Ртищево, Петровск, Аткарск, Калининск, Ершов, Новоузенск, Красный Кут, Аркадак, Шиханы (во всех 11 – автомобильный и железнодорожный), Маркс и Хвалынск (в обоих – автомобильный и внутренний водный). В г. Энгельс пассажирское движение на железнодорожной станции Покровск-Приволжский закрыто в 2007 г., но осуществляется грузовое железнодорожное сообщение.
Саратовская область является транзитным субъектом федерации для грузов из центральных, восточных и южных районов России, Китая, Казахстана и стран Средней Азии. В пределах области пересекаются транспортные коридоры «Север – Юг» (Казань – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Волгоград – Астрахань) и «Запад – Восток» [Москва – Рязань – Тамбов – Саратов – Уральск (Казахстан) – Оренбург].
Общая протяжённость транспортных путей составляет 26,6 тыс. км (2022), из них: автомобильные дороги – 18,2 тыс. км, трубопроводы – 4,1 тыс. км, железные дороги – 2,3 тыс. км. Объём перевезённых грузов железнодорожным транспортом – 16,8 млн т (2022), автомобильным транспортом – 10,3 млн т.
Железнодорожный транспорт обеспечивает надёжную транспортную связь с соседними субъектами РФ. Бо́льшая часть сети железных дорог относится к Приволжской железной дороге (Саратовский регион), меньшая часть (западные районы области) – к Юго-Восточной железной дороге (Мичуринский регион). Плотность сети железных дорог – 226 км на 10 тыс. км² (2022; 16-е место среди субъектов РФ и 3-е место среди регионов Приволжского федерального округа после Самарской области и Чувашской Республики).
Основу железнодорожной сети составляют три магистральные линии: граница с Пензенской областью – Ртищево – Аткарск – Саратов – Урбах – граница с Казахстаном; граница с Самарской областью – Сенная – Саратов – граница с Волгоградской областью; граница с Пензенской областью – Ртищево – Балашов – граница с Воронежской областью. Важнейший железнодорожный узел – Саратов, расположен на пересечении железнодорожных линий Тамбов – Саратов – Уральск и Волжской рокады (Казань – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Волгоград); в составе узла 29 станций и остановочных пунктов. В южной части города через Волгу сооружён железнодорожный мост (1935). Другие важные железнодорожные узлы: Ртищево, Балашов, Аткарск, Сенная, Урбах, Красный Кут, Ершов и Пугачёв.
Плотность автомобильных дорог общего пользования – 181 км на 1 тыс. км² (2022; 49-е место среди субъектов РФ и 11-е место среди регионов Приволжского федерального округа). Автомобильные дороги федерального значения: ответвление на Саратов от автомобильной магистрали Р-22 «Каспий» (Тамбов – Борисоглебск – Волгоград – Астрахань), Р-158 Нижний Новгород – Арзамас – Саранск – Пенза – Саратов, Р-228 Сызрань – Саратов – Волгоград, Р-229 Самара – Пугачёв – Энгельс, А-298 автомобильная дорога Р-208 «Тамбов – Пенза» – Кирсанов – Ртищево – Саратов – Энгельс – Ершов – Озинки – граница с Республикой Казахстан. Осуществляется прямое пассажирское автобусное сообщение между Саратовом и всеми районными центрами Саратовской области.
Старейшим видом транспорта на территории современной Саратовской области является внутренний водный. Все маршруты речных судов проходят по Волге; общая протяжённость её судоходного участка в границах области составляет 709 км (2023), навигация длится 205 суток. После 1991 г. значение Волги как транспортной артерии значительно снизилось. Речной транспорт широко используется для перевозки дешёвых несрочных грузов (главным образом строительных материалов) и пассажиров (включая круизных). Во время навигации действуют паромные переправы между правым и левым берегами Волги. Саратовский грузовой порт принимает и обрабатывает суда класса «река-море»; включает 5 механизированных причалов протяжённостью 750 м, оснащённых 17 портальными кранами грузоподъёмностью от 5 до 30 т; специализируются на перегрузке тарно-штучных, лесных грузов, металлолома, зерна и контейнеров.
Значительна роль трубопроводного транспорта (ведёт историю с 1942); через Саратовскую область проходят многочисленные магистральные газопроводы: Саратов – Москва, Оренбург – Старый Оскол, Оренбург – Новопсков, «Союз» (Оренбург – Западная граница СССР), «Средняя Азия – Центр», Уренгой – Петровск, Уренгой – Новопсков и Петровск – Новопсков. Общая протяжённость газопроводов составляет 5,5 тыс. км (2023); по магистральным газопроводам ежегодно транспортируется около 110 млрд м³ природного газа. Нефтепроводы: Куйбышев (ныне Самара) – Тихорецк, Куйбышев – Лисичанск, Саратов – Кузьмичи; общая протяжённость нефтепроводов – 1046 км.
Единственный аэропорт Саратовской области – Международный аэропорт Саратов имени Ю. А. Гагарина (открыт в 2019 в 20 км к северо-востоку от центра города, одновременно был закрыт действовавший с 1931 и расположенный в городской черте аэропорт Саратов-Центральный).