Ораоны
Орао́ны (ураон, оран, орам; самоназвания – курух, курукх), народ группы северных дравидов в Южной Азии. Живут на северо-востоке Индии (в основном на плато Чхота-Нагпур; 1,99 млн человек, из них в штате Джаркханд 952,2 тыс. человек, главным образом на западе округа Ранчи; в штатах Чхаттисгарх – 516,8 тыс. человек, Западная Бенгалия – 171,9 тыс. человек, Одиша – 136 тыс. человек, Ассам – 73,4 тыс. человек, Бихар – 88 тыс. человек; 2011, перепись; к ораонам близки кисан – 206,1 тыс. человек, из них в штате Одиша 194,7 тыс. человек), крайнем севере Бангладеш (север округа Панчагарх на севере области Рангпур; 100 тыс. человек – 2011, оценка), юго-востоке Непала (дхангар, джангар, джангад – на юго-востоке зоны Джанакпур; 46,8 тыс. человек – 2021, перепись) и в Бутане (5 тыс. человек). В Индии относятся к адиваси, в Непале признаны официально народностью. Язык – курух северной (северо-восточной) группы дравидийских языков; письменность на деванагари, в начале 21 в. появилось собственное письмо толонг-сики. В Индии часть переходит на языки мундари и хинди. В основном придерживаются традиционных верований, свыше 25 % – христиане.
Общие предки ораонов и близких к ним малер переселились из Карнатаки в долину реки Сон (западный Бихар). Около 3 в. до н. э. предки малер спустились по Гангу до возвышенности Раджмахал, предки ораонов – поднялись по рекам Сон и Уттар-Коял до Чхота-Нагпура, оттеснив мунда на юг и восток плато. Испытали влияние мунда. Основное занятие – пашенное земледелие, в горах – подсечно-огневое; главная культура – рис. Собирают в лесу съедобные плоды, листья, цветы и коренья. Охота сохраняет ритуальное значение. Многие ораоны работают по найму, часть живёт в городах, сформировалась интеллигенция. Традиционное жилище прямоугольное с каркасными стенами, обмазанными глиной, черепичной или соломенной крышей. Одежда общеиндийского типа, распространена татуировка. Деревня управляется старостой (махато) и советом (панчаят), несколько деревень образуют объединение (парха), возглавляемое парха панчаятом. В каждой деревне имеется жрец с наследственным статусом (пахан). Сохраняются большие семьи, мужские и женские дома холостяков (думкхуриа), система тотемных родов (готра) и линиджей (кхунт), жертвоприношения тотемическим предкам (часто – обезьяне, мясо которой для многих ораонов табуировано), изображения которых хранятся в особых хижинах. Традиционная религия (сарна) испытала влияние индуизма; включает культ духов, верховного божества Дхармеса (Махедео), богини-матери Чала-Пачо Деви (Сарна Деви), обитающей в саловом дереве, добрых (питар) и злых (иатар) духов предков, живущих в подземном мире (Патал Лок), а также священных деревьев и рощ (сарна стхал, джахер). Новый год (Сархул) отмечает начало сезона собирательства, празднуется в марте – апреле, когда расцветает саловое дерево; сопровождается ритуалом священного брака Неба и Земли. Известны человеческие жертвоприношения (орка, отанга). Христианство распространяется с середины 19 в. В 1914 г. среди ораонов получило распространение антиколониальное религиозное движение Курукх Дхарам (Тана Бхагат).