Самовар
Самова́р (самогар, самогрей, самокипец), прибор для кипячения воды, в некоторых случаях приспособление для приготовления пищи.
Конструктивно традиционный самовар представляет собой тонкостенный металлический сосуд различной формы с крышкой, ручками по бокам для переноски и краном для стока воды в нижней части. Он крепится к подставке-поддону с ножками. По середине ёмкости проходит вертикально установленная жаровня трубообразной формы (иногда называемая «кувшином» из-за сужения верхней части), её верхний конец выходит наружу и заканчивается конфоркой, на которой находится заглушка. Здесь на жаровню ставится труба-дымоотвод, обычно с коленообразным изгибом, а нижняя часть жаровни заканчивается решёткой. В тулово заливается вода, а в жаровню закладываются материалы для топки – древесный уголь, лучины, сосновые шишки и др. Воздух, проходящий снизу через решётку, способствует поддержанию огня, а образующийся дым выходит через трубу. В традиционном жилище с русской печью коленообразный изгиб вставляли в специальное отверстие-дымоход в печи. После закипания воды труба снимается, а жаровня закрывается заглушкой. Для выхода пара от кипящей жидкости на крышке имеется душничок. Конфорка делается такой формы, чтобы на неё можно было поставить заварочный чайник, благодаря чему заварка долго остаётся горячей.
Для ускорения розжига самоварного топлива и интенсивности его горения нередко применялся сапог. Предпочтителен был сапог хромовый, из мягкой кожи, лучше с «гармошкой» (специальными складками на голенище). Он надевался на верхнюю часть трубы при закрытой крышке, так что мусор из него в воду не попадал, и действовал как кузнечный мех, подавая воздух в жаровню.
Древнейший пример сосуда (из глины) с проходящей вертикально по центру цилиндрической трубкой («жаровней»), но без ножек (предположительно, сосуд устанавливался на разложенные камни), по мнению Т. И. Ахундова и других азербайджанских археологов, относится к эпохе бронзы (найден в курганном погребении у села Дашюз, Шекинский район, Азербайджан). Также не исключено, что ещё до этого изделия самоварного типа появились в Китае под названием «хо-го». В них, как правило, подавался суп или бульон. Самоварное устройство было известно во времена античности под названием «аутепса» (древнегреч. αὐθέψης, буквально – само-кипятящий, само-варящий), оно имело вид высокого кувшина, внутри которого была жаровня. В нём также можно было охлаждать напитки в знойные дни, для этого вместо угля закладывался лёд.
Само слово «самовар» как «сам себя варящий» – русского происхождения, имеются и его локальные названия: «самогар» в Ярославле, «самокипец» в Курске, «самогрей» – на Вятке. Самоваром называется это приспособление и во многих других языках, так его называют англичане, французы, испанцы, турки («semaver»), иранцы (سماور) и др. Его история в России началась в 18 в., когда активное освоение рудных богатств Урала привело к тому, что добыча ранее остродефицитной меди начала увеличиваться во всё возрастающем объёме. Согласно историческим источникам, первенство в изготовлении самовара в России принадлежит Иргинскому заводу на Урале (ныне село Нижнеиргинское Красноуфимского района Свердловской области). В таможенной описи 1740 г. изъятых товаров у работников Иргинского завода фигурирует «самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы» (цит. по: Самовары России. 2010. С. 106). Это и первое документально подтверждённое использование слова «самовар». Самоварное производство начало активно развиваться на Урале, а затем в Европейской части России. Именно в Туле оно оказалось весьма прибыльным. Его первоначально кустарный характер быстро сменился доминированием фабричного производства. Первая фабрика, специализировавшаяся исключительно на изготовлении самоваров, была открыта в Туле в 1778 г. купцами братьями Н. Ф. Лисицыным и И. Ф. Лисицыным (фирма действовала до 1870). Поскольку желающих обзавестись модным и необходимым в быту товаром становилось всё больше, предприятия по его производству стали открываться во многих городах страны.
Длительное время самовар был признаком высокого социального статуса и зажиточности хозяев. На 19 в. пришёлся расцвет самоварного дела в России, который соотносится с развитием городской культуры чаепития, а самовар стал его главным атрибутом. Самовары появлялись в трактирах, в гостиницах, на постоялых дворах, в монастырских трапезных, а также в домах более или менее состоятельных людей. Прежде малодоступные по причине высокой цены самовары получили широкое распространение во всех слоях общества (кроме старообрядцев, которые не приняли самовара, называя его «сатанинским брюхом»). У богатых крестьян самовар появился к середине 19 в. Менее состоятельные крестьяне использовали самовары кустарного производства.
Значение самовара не сводилось к утилитарной функции кипячения воды, он стал олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия, в доме занимал видное и почётное место, передавался по наследству, входил в состав завидного девичьего приданого.
Именно в России искусство самоварного производства достигло пика в своём развитии. Огромным было количество форм самоваров, прежде всего – тулова («репка», «ваза», «рюмка» и т. д.). По характеру плоскости тулова были гладкими, каннелированными (с вертикальными рельефными желобками), гранёными, по поверхности делался чеканный орнамент. Самовары изготавливали из разных металлов, в основном из довольно дешёвых меди и латуни, но были самовары мельхиоровые, никелированные, посеребрённые и позолоченные, и даже полностью серебряные и золотые. Самовары из дорогих металлов нередко продавали на вес, и существовали жульнические уловки для увеличения их стоимости: в детали заливали свинец или решётку делали вместо цветного металла из дешёвого чугуна. Самовары имели разные размеры, обычно в пределах 3–8 литров. Также делались и меньшие по объёму, например на один стакан, они назывались «эгоист» или «отрада холостяка», и огромные, в несколько вёдер, – для чайных, трактиров, армейских частей.
Самовар могли использовать и вне дома. Так, крестьянские семьи брали его с собой на сенокос и полевые работы, торговцы во время народных гуляний с вынесенных самоваров продавали чай и тут же закуски к нему – сахар, конфеты, баранки. Для уличной торговли существовало и особое устройство самоварного типа – «сбитенник», имевший вид заварочного чайника с длинным носиком и ручкой, внутри него проходила труба с горящими углями (от слова «сбитень» – употреблявшийся горячим напиток на основе мёда с пряностями и травами).
Существовали виды самоваров, специфика которых определялась ситуацией их использования. Среди них «самовары-кухни» для приготовления еды в походных условиях, внутри они делились перегородками на три части, в двух варилась пища, а в третьей кипятилась вода для чая. Известен был самовар, входивший в состав т. н. погребца, что брали с собой в дорогу; в нём был набор посуды для чаепития, а также спички и сам самовар очень небольших размеров, работавший на спиртовке. Удобен в пути был дорожный самовар, в том числе и больших размеров (часто в виде ящичка или прямоугольной коробки со срезанными углами) – со съёмными ножками, во время переноски они особым способом крепились к тулову.
Постепенно стали разрабатывать и конструкционно иные типы самоваров, нежели традиционный «жаровой». Одним из них был продаваемый с 1908 г. самовар «Паричко» (по фамилии изобретателя – инженера А. Ю. Паричко). Он изменил конструкцию таким образом, что теперь самовар мог работать не только на древесном топливе, но и на жидком (спирте, керосине).
Самовары были непременными экспонатами на выставках промышленных изделий, при награждении медалью её изображение выбивалось на изделиях производителя как знак особого качества. Награды самовары получали как всероссийские, так и зарубежные. На Нижегородской выставке в 1896 г. изделия тульской фабрики «Наследники В. С. Баташёва» были удостоены наивысшей награды – императорского герба, который было разрешено производителям наносить на изделия награждённой модели. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. тульские заводчики братья А. И. и Н. И. Шемарины были удостоены Большой серебряной медали.
В годы Гражданской войны самоварное производство было в значительной степени приостановлено. Вскоре выпуск самоваров возобновился, но уже на национализированных предприятиях. Так, в Туле на базе производства предпринимателей Шемариных была создана фабрика имени В. И. Ленина. При этом ещё долгое время значительная часть самоваров выпускалась частными артелями, многие из них носили весьма характерные для того времени названия: «Прогресс», «Наше будущее» и др. Тем не менее, дореволюционного успеха отрасль уже не обрела, более того, со временем роль самовара стала утрачиваться. Росла доля городского населения, большая часть которого проживала в многоквартирных домах, где появились центральное отопление и газовые плиты, и здесь топка самовара стала проблемой. Однако полностью этот предмет из быта населения не исчез. Он долго сохранялся в деревнях, чай из самовара пили на дачах, любителям самоварного чаепития удавалось сохранять эту традицию даже в условиях городской застройки.
В середине 20 в. появились и обрели популярность электрические самовары. В 1957 г. тульским заводом «Штамп» был разработан самовар, в котором жаровая труба была заменена электрическим нагревателем. Таким изделиям придавалась форма традиционного русского самовара, но изготовленного из нержавеющей стали и нередко с декоративной росписью в «русском стиле». Помимо того, что такие самовары работали от электричества, они могли быть снабжены термоограничителем, отключающим прибор автоматически при выкипании воды ниже заданного уровня. Был также освоен комбинированный самовар, объединяющий конструкции жарового и электрического, работающий и от электричества, и от природного топлива, он мог использоваться и в доме, и на природе.
В начале 21 в. интерес к самовару и самоварной тематике начал возрождаться. Продолжается производство самоваров – и сувенирных, и сугубо практического назначения. В магазинах сувенирной продукции можно встретить отделы по продаже самоваров, также существуют и специализированные магазины для этого вида товара. Открыты музеи самоваров государственного и частного характера: музей «Тульские самовары» (1990) и музей «Терем русского самовара» (2007) в г. Городец, где представлена предметы из собрания местного коллекционера Н. Ф. Полякова. Разным видам русских самоваров была посвящена серия марок, выпущенная в конце 1980-х гг. Стимулируется интерес к самовару и как к воплощению исконной «русскости», он нередкий предмет вывоза в качестве сувенира иностранными туристами.
Самовар является фигурантом пословиц и поговорок: «В Тулу со своим самоваром не ездят», «Самовар – что море соловецкое, пьём из него за здоровье молодецкое», загадок: «Сверху – дыра, снизу – дыра, а посредине – огонь и вода», «Медный бес на стол залез» и др.