С-75 (семейство зенитных ракетных систем)
С-75 (семейство зенитных ракетных систем С-75), первые мобильные зенитные ракетные системы (ЗРС) с ограниченным временем развёртывания/свёртывания на позиции. Предназначены для противовоздушной обороны стационарных объектов и уничтожения самолётов, крылатых ракет, автоматических дрейфующих аэростатов и других воздушных целей зенитными управляемыми ракетами (ЗУР). Перевозимость средств систем обеспечивалась автомобильным, железнодорожным, авиационным и морским транспортом.
Разработка и принятие на вооружение
Генеральный заказчик – Министерство обороны СССР (Войска ПВО).
Генеральные разработчики:
ЦКБ «Алмаз» (ныне АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"») – по системе в целом, системе управления ракетой, радиолокатору сопровождения цели и наведения ракет. Генеральный конструктор – А. А. Расплетин, главный конструктор – Б. В. Бункин;
МКБ «Факел» – по ЗУР. Генеральный конструктор – П. Д. Грушин, главный конструктор – В. В. Коляскин.
Головной разработчик по модернизации – ОКБ «Кунцево». Главный конструктор, директор предприятия – Л. И. Горшков.
Системы С-75 разрабатывались на основе принципов, заложенных в ЗРС С-25, в том числе с обеспечением линейного сканирования пространства в ортогональных плоскостях. Вместе с тем при проектировании ЗРС были найдены и впервые внедрены многие научно-технические решения, такие как, например, новая конструкция антенн со скрытыми сканерами, алгоритм наведения ракеты на цель по методу «половинного спрямления», режим автоматического функционального контроля с проведением обстрела имитируемой цели «электронными ракетами».
Разработка системы С-75 была начата 1 октября 1954 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР. Государственные испытания ЗРС С-75 были успешно завершены в 1957 г.; постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 12 декабря 1957 г. система была принята на вооружение войск ПВО страны. После принятия на вооружение система неоднократно модернизировалась (1959, 1961, 1971, 1975). Система С-75 и её модификации выпускались промышленностью в 1957–1987 гг.
Всего было изготовлено и передано в эксплуатацию:
около 1000 комплектов для войск ПВО страны;
около 800 комплектов для 37 иностранных заказчиков.
Из-за ограничений, обусловленных применявшейся элементной базой, система С-75 (все её модификации) являлась одноканальной по цели. Система осуществляла поражение цели, совершающей полёт в произвольном направлении, обеспечивая наведение на цель до трёх ракет.
Технологические наработки по ЗРС семейства С-75 помогли отечественным инженерам в последующем разработать зенитный ракетный комплекс «Круг», зенитные ракетные системы С-125 и С-200.
Основные модификации
К основным модификациям системы С-75 (каждая из которых также имела по несколько вариантов исполнения) можно отнести:
СА-75 «Двина» (1957) – пяти-шестикабинный вариант на автомобильной базе;
С-75 «Десна» (1959) – трёхкабинный вариант в буксируемых кузовах-фургонах;
С-75М «Волхов» (1961) – базовый вариант для всех последующих модификаций;
«Волга» – экспортный вариант С-75М «Волхов»;
«Волга-2А» (2000).
ЗРС С-75 (в экспортном варианте «Волга») активно поставлялся за рубеж и стоял либо стоит до сих пор на вооружении свыше 40 стран. Также комплекс производился в КНР под индексами «Хунци-1» («Красное знамя-1», HQ-1) и «Хунци-2» («Красное знамя-2», HQ-2).
Состав и основные тактико-технические характеристики
В состав системы С-75 «Двина» входили:
станция наведения ракет (антенный пост, кабина боевого управления, аппаратная кабина, радиодальномер, средства обеспечения и буксировки) – 1 единица;
пусковые установки – 6 единиц;
транспортно-заряжающие машины – 6 единиц.
Динамика изменений основных тактико-технических характеристик систем семейства С-75
Характеристики | При принятии на вооружение (1957) | После модернизации (1975) |
Поражаемые цели | Самолёты, самолёты-снаряды, крылатые ракеты, автоматические дрейфующие аэростаты | |
Максимальная скорость поражаемых целей, км/ч | 1500 | 3700 |
Максимальная дальность поражаемых целей, км | 29 | 65 |
Высота поражаемых целей: |
|
|
Дальность поражения автоматических дрейфующих аэростатов, км | нет | 45 |
Максимальный параметр поражаемых целей, км | 20 | 49 |
Максимальный курсовой угол, °. | +55 | +180 |
Дальность поражения радиолокационно видимых надводных и наземных целей, км | нет | 10–25 |
Обнаружение и сопровождение целей телеоптическим каналом | нет | есть |
Боевое применение систем С-75
К первым случаям боевого применения систем С-75 относят:
уничтожение тайваньского скоростного разведчика RВ-57D на высоте около 21 км над Пекином (7 октября 1959);
поражение американского разведывательного аэростата на высоте 28 км над Волгоградом (ноябрь 1959);
сбитие американского самолёта-разведчика U-2 (считался неуязвимым) над Уралом (1 мая 1960).
Наиболее массово ЗРС С-75 применялись во Вьетнаме. Достоверной статистики по каждой модификации отдельно нет – в целом минимальное число сбитых системами С-75 самолётов при отражении американской агрессии против Вьетнама предположительно около 200. По другим данным, в 1965–1972 гг. во Вьетнаме было уничтожено более 1000 самолётов (по другим источникам, около 4000). При этом во Вьетнам было поставлено 95 образцов ЗРС С-75 и 7568 ракет. К концу войны (январь 1973) было израсходовано 6806 ракет.
В арабо-израильских конфликтах (1967–1983) системы С-75 уничтожили в целом свыше 100 самолётов. В годы ирано-иракской войны (1980–1988) ЗРС С-75, стоявшие на вооружении армии Ирака, успешно использовались против истребителей F-4 Fantom армии Ирана.
Системы также применялись в ряде других конфликтов. В частности, в ходе операции «Буря в пустыне» (1991) С-75 иракской принадлежности сбили 2 самолёта коалиции под руководством США. В ходе войны в Боснии (1992–1995) С-75 в условиях активного радиолокационного противодействия систем радиоэлектронной борьбы НАТО повредили 2 британских истребителя Sea Harrier.
Еще одним известным подтверждённым удачным применением ЗРС С-75 стало уничтожение американского разведывательно-ударного БПЛА MQ-1 Predator повстанцами-хуситами в Йемене в августе 2019 г.