Ровескалли Антонио
Ровеска́лли Анто́нио, Одоардо Антонио Ровескалли (Odoardo Antonio Rovescalli) (21.12.1864, Крема – 12.12.1936, Милан), итальянский театральный художник, сценограф. Представитель направлений веризма и историзма в сценографии. Прославился декорациями для опер П. Масканьи, Дж. Верди, Дж. Пуччини, драматических спектаклей с участием Э. Дузе, С. Бернар, Б. К. Коклена. Его творчество отличают строгое соответствие оформления постановки содержанию либретто, особое чувство цвета как эмоционального инструмента и стилистическое совершенство в воссоздании облика зданий и интерьеров определённой эпохи.
Творческий путь Ровескалли начался в 12 лет в мастерской дяди, Л. Дель Эра, главного декоратора театра «Мандзони» в Милане. По его настоянию в 1879 г. поступил в миланскую Академию изящных искусств Брера, где в ходе реформы в том же году разделились программы изобразительного искусства и декоративных дисциплин. Как будущий сценограф, 6 лет изучал основы декорации и стилей, 2 года – архитектуру, 3 года – перспективу и пейзажную живопись, один год посвятил живописи фигур. Реформа Бреры отражала актуальную полемику вокруг «свободных» и «механических» искусств, в которой участвовали многие преподаватели Ровескалли – крупные деятели культуры Милана: реставратор и теоретик архитектуры К. Бойто, профессора класса перспективы живописец Л. Бизи и сценограф К. Феррарио. Работы школы Феррарио отличали торжественные архитектурные перспективы и пышное оформление пространства, соединение концепции исторической реконструкции с приёмами сценографии романтизма.
Фундаментальное академическое образование обеспечило Ровескалли плодотворную карьеру. Начав свой путь в провинциальных театрах (г. Крема), к началу 20 в. он утвердился как оперный сценограф в Милане (театры «Мандзони», «Ла Скала»). Вместе с учениками Феррарио (В. Рота, К. Сонга, М. Сала, А. Парравичини) основал «Общество сценографов Ла Скала и Международного оперного театра» (1898). В 1905 г. познакомился с художником по костюмам Л. Сапелли (Карамба), в дальнейшем ставшим его постоянным соавтором. Триумфом Ровескалли и Карамбы стало оформление оперетты Ф. Легара «Весёлая вдова» (1907, театр «Даль Верме», Милан). В рамках работы «Общества сценографов» в первые десятилетия 20 в. значительно расширил географию деятельности итальянских театральных художников. В 1909–1924 гг. оформлял оперные спектакли в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Монте-Карло, Лиссабоне, Сан-Хосе (Коста-Рика) и Рио-де-Жанейро. В их числе – около 15 в театре «Метрополитен-опера», включая премьеру оперы «Гойески» Э. Гранадоса (1916; в ходе работы над ней Ровескалли ездил в Испанию изучать живопись Ф. Гойи).
Сценографическому почерку зрелого Ровескалли присущи универсальность, изящество замысла, мягкая поэтичность и творческая гибкость в работе с самым разным репертуаром. Был противником минималистской эстетики театра авангарда. Среди лучших произведений для оперного театра: триптих Пуччини (1922, «Ла Скала»), «Ирис» Масканьи (1923, театр «Костанци» в Риме) и «Соловей» И. Ф. Стравинского (1926, «Ла Скала»).
Работал также и над драматическими спектаклями. Среди них – первая постановка трагедии «Франческа да Римини» Г. Д'Аннунцио с Э. Дузе в главной роли (1901, театр «Костанци»), где Ровескалли проявил чуткость к литературному замыслу, создав контекст в форме архитектурной стилизации. Эта работа предвосхитила декоративный стиль собственной виллы Д’Аннунцио – «Витториале» на озере Гарда (1921–1938, архитектор Дж. К. Марони). Ровескалли также создал декорации для фильма «Гамлет» (1917, режиссёр Э. Родольфи).
Ровескалли возглавлял большую мастерскую, поставлявшую крупным итальянским оперным театрам оформление в виде типовых (подходящих для нескольких разных спектаклей) и уникальных (для конкретных постановок) комплектов декораций. Последней работой Ровескалли стали декорации к опере Верди «Фальстаф» в «Ла Скала» (1936). Среди его последователей выделяются Л. Брилли, У. Серафин, А. Скайоли, А. Маньони, С. Лабо. Метод Ровескалли воспринял Н. А. Бенуа в период его работы в «Ла Скала» (после 1936).