#Искусство и архитектура Италии 20–21 вв.Искусство и архитектура Италии 20–21 вв.Исследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИскусство и архитектура Италии 20–21 вв.Искусство и архитектура Италии 20–21 вв.Найденo 10 статейАрхитекторы, градостроителиАрхитекторы, градостроители Нерви Пьер ЛуиджиНе́рви Пьер Луи́джи (1891–1979), итальянский инженер и архитектор. Расширил технические и художественные возможности применения железобетона, в начале 1940-х гг. изобрёл армоцемент. Новаторские конструктивные приёмы использовались Нерви в первую очередь для создания большепролётных перекрытий разнообразных конфигураций (для спортивных объектов и других общественных построек).Мемориальные сооружения Кладбище Сан-Микеле в ВенецииКла́дбище Сан-Мике́ле в Вене́ции (Cimitero di San Michele), главное кладбище Венеции. Основано в 1807 г. на территории расформированной обители Сан-Кристофоро-делла-Паче на о. Сан-Кристофоро. В 1835–1839 гг., в целях увеличения площади кладбища, засыпан канал, разделявший о-ва Сан-Кристофоро и Сан-Микеле, и кладбище получило современное название. В ансамбль кладбища входит монастырь Святого Михаила (основан в 1212) с церковью Сан-Микеле-ин-Изола, а также церковь Сан-Кристофоро (1865, архитектор А. Форчеллини) и ряд капелл 19 в. По плану А. Форчеллини (1858; реализован в 1870-е гг.) территория поделена на три части: католическую, православную и евангелическую. На кладбище Сан-Микеле похоронены С. П. Дягилев, И. Ф. Стравинский, Эзра Паунд, И. А. Бродский и др. Новые участки кладбища оформляются по проекту Д. Чипперфилда (с 2000).Сценографы Ровескалли АнтониоРовеска́лли Анто́нио (1864–1936), итальянский театральный художник, сценограф. Представитель направлений веризма и историзма в сценографии. Прославился декорациями для опер П. Масканьи, Дж. Верди, Дж. Пуччини, драматических спектаклей с участием Э. Дузе, С. Бернар, Б. К. Коклена. Среди лучших работ: триптих Пуччини (1922, театр «Ла Скала», Милан), «Ирис» Масканьи (1923, театр «Костанци», Рим), «Соловей» И. Ф. Стравинского (1926, «Ла Скала»), первая постановка трагедии «Франческа да Римини» Г. Д'Аннунцио с Дузе в главной роли (1901, театр «Костанци»).Архитекторы, градостроители Портогези ПаолоПортоге́зи Па́оло (1931–2023), итальянский архитектор, градостроитель, историк и теоретик архитектуры. Иностранный член Российской академии архитектуры и строительных наук (1996). Влияние и научное исследование зодчества барокко, переосмысление форм этого стиля в творчестве Портогези позволяет отнести его к направлению «необарокко» в рамках постмодернизма (театр «Политеам» в Катандзаро, 1988–2002). Автор проектов Исламского культурного центра с мечетью в Риме (1984–1995), «Латинского квартала» в Тревизо (2006) и др. Основатель журнала Controspazio (1969). Куратор архитектурных выставок (1980, 1982) и президент (1983–1993) Венецианской биеннале. Преподавал в Римском университете «Ла Сапиенца» в 1962–1966 гг. и с 1995 г. (профессор). Член Академии Святого Луки в Риме (1966; с 2013 президент).Административные сооружения Башня PirelliБа́шня Pirelli (небоскрёб Pirelli, итал. grattacielo Pirelli), высотное офисное здание в Милане. Построено в 1956–1960 гг. по проекту архитектора Дж. Понти, инженера П. Л. Нерви и др. как одно из высочайших на тот момент зданий Европы (127 м). Имеет уплощённую 8-гранную форму со скошенными торцами. Использован бетонный каркас. В интерьере применён планировочный модуль – квадрат со стороной 95 см, позволяющий легко менять планировку в зависимости от текущих потребностей. Заказчик – компания Pirelli, использовавшая башню как свою штаб-квартиру (её вместимость на момент открытия – около 2 тыс. сотрудников). В 1978 г. здание приобрела администрация области Ломбардия для размещения своих учреждений. Расположенная у Центрального вокзала башня Pirelli – одна из достопримечательностей Милана, ключевая работа Дж. Понти и образец позднего модернизма.Художники (современное искусство) Каттелан МаурициоКаттела́н Маури́цио (род. 1960), итальянский художник. Создаёт провокационные объекты и инсталляции, проблематизируя принятые нормы морали: «Баллада о Троцком» (1996; подвешенное под потолком чучело лошади), «Девятый час» (1999; поверженная метеоритом восковая фигура Иоанна Павла II), «Он» (2001; коленопреклонённый в молитвенной позе А. Гитлер, сзади напоминающий ребёнка), скульптура из белого каррарского мрамора высотой более 4-х метров – «L.O.V.E.» перед зданием Фондовой биржи в Милане (2010; кисть руки в оскорбительном жесте), «Америка» (2016; унитаз из литого золота), «Комик» (2019; приклеенный к стене клейкой лентой банан, спровоцировавший поток подражаний в социальных сетях) и др.Произведения современного искусства «Америка» Маурицио Каттелана«Америка» Маурицио Каттелана. С сентября 2016 г. по сентябрь 2017 г. в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке экспонировалась работа М. Каттелана «Америка» («America»; 2016) – точная копия унитаза американской фирмы Kohler, отлитая во Флоренции из золота 750-й пробы (ручка смыва и болты крепления – позолоченная латунь) и полностью пригодная для использования: арт-объектом с первоначально задуманным названием «Трон» («Il trono») заменили один из унитазов в туалетной комнате музея, где любой желающий за небольшую плату мог им воспользоваться.Произведения современного искусства «Комик» Маурицио Каттелана«Комик» Маурицио Каттелана. Работа М. Каттелана «Комик» (англ. «Comedian»; 2019) состоит из приобретённого в супермаркете банана и закрепляющего его на стене куска серой клейкой ленты. Она была впервые показана публике французской галереей Perrotin на ярмарке произведений искусства Art Basel Miami Beach в Майами в декабре 2019 г. Художник изготовил тираж из трёх экземпляров, а также два «авторских отпечатка», из которых для продажи предназначался лишь один. «Комик» напоминает о работе Каттелана «Идеальный день» (1999), когда серой клейкой лентой к стене миланской галереи был прикреплён арт-дилер М. Де Карло. Каттелан около года планировал создание подобной работы с использованием трёхмерного изображения банана из полимерной смолы или бронзы, но в итоге решил использовать реальный предмет в духе реди-мейд.Архитекторы, градостроители Понти ДжоПо́нти Джо (1891–1979), итальянский архитектор, дизайнер, художник и публицист. Постройки Понти – важнейшие образцы итальянского модернизма (здание математического факультета Римского университета, 1935; здание компании Philips в Риме, 1960; Художественный музей в Денвере, 1971, совместно с архитектором Дж. Садлером). Занимался просветительской деятельностью в сфере современной архитектуры и дизайна (основатель журналов Domus, Stile). Теоретические воззрения лежат в границах «строгого» модернизма. Основоположник итальянского промышленного дизайна (стул Superleggera, 1957; cветильники для Fontana, 1931, 1967 и др.). Член исполнительного совета (с 1938), оформитель экспозиции и участник (1930–1940-е) Миланской триеннале, учредитель премии дизайна Compasso d’Oro (1954, «Золотой циркуль»), сооснователь итальянской Ассоциации промышленного дизайна.Архитекторы, градостроители Пьяно РенцоПья́но Ре́нцо (род. 1937), итальянский архитектор. В своих работах следует принципам экологической архитектуры, уделяет внимание контексту, применяет новаторские конструктивные решения и технологии. Среди ключевых построек – Центр Помпиду в Париже (1972–1977, совместно с Р. Роджерсом), стадион «Сан-Никола» в Бари (1990), Культурный центр имени Ж.-М. Тжибау в г. Нумеа (1998), небоскрёб The Shard в Лондоне (2012), новое здание Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке (2015), Дом культуры «ГЭС-2» в Москве (2021; реконструкция исторического здания электростанции).