#Искусство и архитектура Италии 20–21 вв.
Искусство и архитектура Италии 20–21 вв.
Тег

Искусство и архитектура Италии 20–21 вв.

Искусство и архитектура Италии 20–21 вв.
Найденo 10 статей
Мемориальные сооружения
Кладбище Сан-Микеле в Венеции
Кла́дбище Сан-Мике́ле в Вене́ции (Cimitero di San Michele), главное кладбище Венеции. Основано в 1807 г. на территории расформированной обители Сан-Кристофоро-делла-Паче на о. Сан-Кристофоро. В 1835–1839 гг., в целях увеличения площади кладбища, засыпан канал, разделявший о-ва Сан-Кристофоро и Сан-Микеле, и кладбище получило современное название. В ансамбль кладбища входит монастырь Святого Михаила (основан в 1212) с церковью Сан-Микеле-ин-Изола, а также церковь Сан-Кристофоро (1865, архитектор А. Форчеллини) и ряд капелл 19 в. По плану А. Форчеллини (1858; реализован в 1870-е гг.) территория поделена на три части: католическую, православную и евангелическую. На кладбище Сан-Микеле похоронены С. П. Дягилев, И. Ф. Стравинский, Эзра Паунд, И. А. Бродский и др. Новые участки кладбища оформляются по проекту Д. Чипперфилда (с 2000).
Кладбище Сан-Микеле, Венеция. Вид с воздуха
Сценографы
Ровескалли Антонио
Ровеска́лли Анто́нио (1864–1936), итальянский театральный художник, сценограф. Представитель направлений веризма и историзма в сценографии. Прославился декорациями для опер П. Масканьи, Дж. Верди, Дж. Пуччини, драматических спектаклей с участием Э. Дузе, С. Бернар, Б. К. Коклена. Среди лучших работ: триптих Пуччини (1922, театр «Ла Скала», Милан), «Ирис» Масканьи (1923, театр «Костанци», Рим), «Соловей» И. Ф. Стравинского (1926, «Ла Скала»), первая постановка трагедии «Франческа да Римини» Г. Д'Аннунцио с Дузе в главной роли (1901, театр «Костанци»).
Антонио Ровескалли. Интерьер павильона. Эскиз декорации к опере Игоря Стравинского «Соловей». 1926
Архитекторы, градостроители
Портогези Паоло
Портоге́зи Па́оло (1931–2023), итальянский архитектор, градостроитель, историк и теоретик архитектуры. Иностранный член Российской академии архитектуры и строительных наук (1996). Влияние и научное исследование зодчества барокко, переосмысление форм этого стиля в творчестве Портогези позволяет отнести его к направлению «необарокко» в рамках постмодернизма (театр «Политеам» в Катандзаро, 1988–2002). Автор проектов Исламского культурного центра с мечетью в Риме (1984–1995), «Латинского квартала» в Тревизо (2006) и др. Основатель журнала Controspazio (1969). Куратор архитектурных выставок (1980, 1982) и президент (1983–1993) Венецианской биеннале. Преподавал в Римском университете «Ла Сапиенца» в 1962–1966 гг. и с 1995 г. (профессор). Член Академии Святого Луки в Риме (1966; с 2013 президент).
Паоло Портогези. Исламский культурный центр с мечетью, Рим. 1984–1995
Административные сооружения
Башня Pirelli
Ба́шня Pirelli (небоскрёб Pirelli, итал. grattacielo Pirelli), высотное офисное здание в Милане. Построено в 1956–1960 гг. по проекту архитектора Дж. Понти, инженера П. Л. Нерви и др. как одно из высочайших на тот момент зданий Европы (127 м). Имеет уплощённую 8-гранную форму со скошенными торцами. Использован бетонный каркас. В интерьере применён планировочный модуль – квадрат со стороной 95 см, позволяющий легко менять планировку в зависимости от текущих потребностей. Заказчик – компания Pirelli, использовавшая башню как свою штаб-квартиру (её вместимость на момент открытия – около 2 тыс. сотрудников). В 1978 г. здание приобрела администрация области Ломбардия для размещения своих учреждений. Расположенная у Центрального вокзала башня Pirelli – одна из достопримечательностей Милана, ключевая работа Дж. Понти и образец позднего модернизма.
Искусство
Художники (современное искусство)
Каттелан Маурицио
Каттела́н Маури́цио (род. 1960), итальянский художник. Создаёт провокационные объекты и инсталляции, проблематизируя принятые нормы морали: «Баллада о Троцком» (1996; подвешенное под потолком чучело лошади), «Девятый час» (1999; поверженная метеоритом восковая фигура Иоанна Павла II), «Он» (2001; коленопреклонённый в молитвенной позе А. Гитлер, сзади напоминающий ребёнка), скульптура из белого каррарского мрамора высотой более 4-х метров – «L.O.V.E.» перед зданием Фондовой биржи в Милане (2010; кисть руки в оскорбительном жесте), «Америка» (2016; унитаз из литого золота), «Комик» (2019; приклеенный к стене клейкой лентой банан, спровоцировавший поток подражаний в социальных сетях) и др.
Маурицио Каттелан. Девятый час. 1999
Произведения современного искусства
«Америка» Маурицио Каттелана
«Америка» Маурицио Каттелана. С сентября 2016 г. по сентябрь 2017 г. в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке экспонировалась работа М. Каттелана «Америка» («America»; 2016) – точная копия унитаза американской фирмы Kohler, отлитая во Флоренции из золота 750-й пробы (ручка смыва и болты крепления – позолоченная латунь) и полностью пригодная для использования: арт-объектом с первоначально задуманным названием «Трон» («Il trono») заменили один из унитазов в туалетной комнате музея, где любой желающий за небольшую плату мог им воспользоваться.
Маурицио Каттелан. Америка. 2016
Произведения современного искусства
«Комик» Маурицио Каттелана
«Комик» Маурицио Каттелана. Работа М. Каттелана «Комик» (англ. «Comedian»; 2019) состоит из приобретённого в супермаркете банана и закрепляющего его на стене куска серой клейкой ленты. Она была впервые показана публике французской галереей Perrotin на ярмарке произведений искусства Art Basel Miami Beach в Майами в декабре 2019 г. Художник изготовил тираж из трёх экземпляров, а также два «авторских отпечатка», из которых для продажи предназначался лишь один. «Комик» напоминает о работе Каттелана «Идеальный день» (1999), когда серой клейкой лентой к стене миланской галереи был прикреплён арт-дилер М. Де Карло. Каттелан около года планировал создание подобной работы с использованием трёхмерного изображения банана из полимерной смолы или бронзы, но в итоге решил использовать реальный предмет в духе реди-мейд.
Маурицио Каттелан. Комик. 2019
Архитекторы, градостроители
Понти Джо
По́нти Джо (1891–1979), итальянский архитектор, дизайнер, художник и публицист. Постройки Понти – важнейшие образцы итальянского модернизма (здание математического факультета Римского университета, 1935; здание компании Philips в Риме, 1960; Художественный музей в Денвере, 1971, совместно с архитектором Дж. Садлером). Занимался просветительской деятельностью в сфере современной архитектуры и дизайна (основатель журналов Domus, Stile). Теоретические воззрения лежат в границах «строгого» модернизма. Основоположник итальянского промышленного дизайна (стул Superleggera, 1957; cветильники для Fontana, 1931, 1967 и др.). Член исполнительного совета (с 1938), оформитель экспозиции и участник (1930–1940-е) Миланской триеннале, учредитель премии дизайна Compasso d’Oro (1954, «Золотой циркуль»), сооснователь итальянской Ассоциации промышленного дизайна.
Джо Понти. Здание небоскрёба Pirelli, Милан. 1956–1960
Архитекторы, градостроители
Пьяно Ренцо
Пья́но Ре́нцо (род. 1937), итальянский архитектор. В своих работах следует принципам экологической архитектуры, уделяет внимание контексту, применяет новаторские конструктивные решения и технологии. Среди ключевых построек – Центр Помпиду в Париже (1972–1977, совместно с Р. Роджерсом), стадион «Сан-Никола» в Бари (1990), Культурный центр имени Ж.-М. Тжибау в г. Нумеа (1998), небоскрёб The Shard в Лондоне (2012), новое здание Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке (2015), Дом культуры «ГЭС-2» в Москве (2021; реконструкция исторического здания электростанции).
Центр Помпиду, Париж. 1972–1977. Ар­хи­тек­то­ры: Ренцо Пьяно, Ричард Род­жерс. Ин­же­не­ры: Питер Райс, Эдмунд Хап­полд