Россия. Здравоохранение. Система здравоохранения в Российской Федерации
Систе́ма здравоохране́ния в Росси́йской Федера́ции, система органов исполнительной власти, органов управления, органов контроля (надзора), медицинских, фармацевтических, судебно-экспертных и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан РФ; включает государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения [Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (Закон об основах охраны здоровья)].
Государственная система здравоохранения включает федеральные и территориальные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти, медицинские и фармацевтические организации (подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации), организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертных учреждения, а также другие организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья (п. 3 ст. 29 Закона об основах охраны здоровья).
Муниципальная система здравоохранения представлена органами местного самоуправления (муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов) и подведомственными им медицинскими и фармацевтическими организациями (п. 4 ст. 29 Закона об основах охраны здоровья).
Частную систему здравоохранения составляют медицинские, фармацевтические и иные организации, работающие в сфере охраны здоровья, создаваемые юридическими и физическими лицами (п. 5 ст. 29 Закона об основах охраны здоровья).
Организация медицинской помощи
Согласно ст. 37 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, организация и оказание медицинской помощи в Российской Федерации осуществляются в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи, порядками и стандартами оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на основе клинических рекомендаций. Переход медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций осуществляется поэтапно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При организации оказания медицинской помощи населению учитывают следующие принципы охраны здоровья: соблюдение прав и гарантий граждан в сфере охраны здоровья; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.
Медицинскую помощь оказывают в медицинских организациях. Медицинскую помощь классифицируют по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относят: первичную медико-санитарную помощь (в том числе доврачебную, врачебную и специализированную), специализированную (в том числе высокотехнологичную) медицинскую помощь, скорую (в том числе скорую специализированную) медицинскую помощь, паллиативную медицинскую помощь.
Медицинскую помощь могут оказывать в условиях медицинской организации (амбулаторно, в круглосуточном стационаре, в дневном стационаре) и вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации).
Среди форм оказания медицинской помощи выделяют экстренную (при внезапных острых заболеваниях и состояниях, представляющих угрозу жизни пациента), неотложную (при внезапных острых заболеваниях и состояниях без явных признаков угрозы жизни пациента) и плановую медицинскую помощь (профилактические и лечебные мероприятия при отсутствии угрозы жизни пациента и показаний для экстренной и неотложной медицинской помощи).
Лечебно-профилактическую помощь населению Российской Федерации в целом подразделяют на три основных категории: амбулаторно-поликлиническую, стационарную и скорую медицинскую помощь.
Амбулаторно-поликлиническая помощь
Амбулаторно-поликлиническая помощь является наиболее массовым и общедоступным видом медицинской помощи, имеет первостепенное значение для оказания медицинской помощи населению. Амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают как в условиях медицинских учреждений первичного звена (например, на приеме у врача в поликлинике), так и при посещении/вызове врача (или среднего медицинского персонала) на дому.
Система амбулаторно-поликлинических учреждений включает фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты, врачебные амбулатории, поликлиники различного типа (детские, стоматологические и пр.), женские консультации, консультативно-диагностические центры, часть диспансеров. Амбулаторно-поликлинические учреждения служат ведущим звеном в проведении профилактических мероприятий, диспансеризации населения.
В основу деятельности большинства поликлинических учреждений положен т. н. территориально-участковый принцип, в соответствии с которым участковые врачи (терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи) оказывают помощь населению, проживающему на закреплённой за поликлиникой территории. Рекомендуемая численность прикреплённого населения на 1 врачебный участок в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет:
на фельдшерском участке – 1300 человек взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше);
на терапевтическом участке – 1700 человек взрослого населения (для терапевтического участка, расположенного в сельской местности, – 1300 человек);
на педиатрическом участке – 800 детей;
на участке врача общей практики – 1200 человек взрослого населения;
на участке семейного врача – 1500 человек взрослого и детского населения;
на комплексном участке – 2000 и более человек взрослого и детского населения
(приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н; приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 марта 2018 г. № 92н).
Исходя из особенностей участков, численность прикреплённого населения может быть больше или меньше. Структура поликлинических учреждений, как правило, состоит из отделений (кабинетов), оказывающих первичную и специализированную врачебную помощь, а также диагностических, лечебных и других вспомогательных подразделений.
В 1990-х гг. в условиях роста общей заболеваемости было отмечено некоторое сокращение среднего числа посещений больными амбулаторно-поликлинических учреждений. Так, по сравнению с 1985 г., среднее число амбулаторно-поликлинических посещений (включая обращения к врачам скорой медицинской помощи) на одного жителя в год к 1990 г. сократилось с 11,1 до 9,5 с последующей стабилизацией на уровне 9,1 в 1995–1998 гг. и некоторым подъёмом в 2003 г. – до 9,4 посещений.
В 1990–2000 гг. число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (самостоятельных и входящих в состав других учреждений) в абсолютных числах сократилось с 21 527 до 21 254, в относительных (на 10 тыс. человек населения) – выросло с 217,4 до 245,0; число фельдшерско-акушерских пунктов сократилось с 47,7 до 44,6 тыс.; а число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий (самостоятельных) и число учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, амбулатории, выросло с 13,7 до 16,0 тыс. (Здравоохранение в России. 2001–2021).
В 1999–2020 гг. число посещений врачей увеличилось с 704,2 млн до 1 012,5 млн.
В 2020 г. число организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, составляло 5 585 (Здравоохранение в России ... 2021).
Число амбулаторно-поликлинических организаций государственной формы собственности (самостоятельных и входящих в состав других организаций) в 2005–2020 гг. сократилось с 17 172 до 14 549 тыс.; а число фельдшерско-акушерских пунктов – с 42,5 до 33,6 тыс. (Здравоохранение в России. 2021).
В ходе реформирования системы здравоохранения продолжается внедрение таких форм медицинской помощи, как дневные стационары и стационары на дому. В 1990–2000 гг. число амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений), имеющих дневные стационары, выросло более чем в 3 раза (с 804 до 2 659); число коек в них увеличилось с 11,7 до 48,5 тыс., при этом соответственно увеличилось и число пролеченных больных (с 386,2 до 1 418,7 тыс. человек). В 2016–2020 гг. общее число госпитализаций в дневные стационары в стране выросло на 12,7 % – с 14,76 млн до 16,63 млн (Здравоохранение в России. 2001). В среднем, в 2016–2020 гг. доля дневных стационаров в общем объёме госпитализаций в государственном секторе здравоохранения составила 53,5 %. В коммерческом секторе в среднем за 5 лет было проведено 46,5 % госпитализаций (Анализ рынка стационарных медицинских услуг ...).
Анализ охвата профилактическими осмотрами контингентов, подлежащих периодическим осмотрам, свидетельствует о тенденции к его уменьшению. В 1990–2000 гг. число людей, прошедших осмотр, снизилось с 22 307,3 до 17 954,9 тыс., среди них число осмотренных подростков выросло с 3 079,8 до 3 285,1 тыс., число осмотренных детей снизилось с 29 920,3 до 20 593,0 тыс. (Здравоохранение в России). В период 2005–2019 гг. число взрослых людей, прошедших осмотр, увеличилось с 18 649,2 до 42 301,9 тыс., а в 2020 г. снизилось до 20 555,4 тыс.; в этот же период (2005–2019) число осмотренных детей в возрасте 0–17 лет выросло с 3 890,5 до 27 003,5 тыс., а в 2020 г. снизилось до 18 099,3 тыс. (Здравоохранение в России ... 2021).
Стационарная помощь
Стационарная медицинская помощь является наиболее затратным сектором здравоохранения. В больницах сосредоточены пациенты, требующие применения более сложных и специализированных методов диагностики и лечения, оказания высокотехнологичной медицинской помощи с использованием дорогостоящих лекарств и оборудования. Стационарные медицинские учреждения (больницы, госпитали, родильные дома, медико-санитарные части, специализированные центры и клиники институтов) подразделяют по различным признакам: ведомственной принадлежности, категориям в зависимости от числа коек, уровня подчинённости, профиля коек и т. д.
В зависимости от ведомственной принадлежности существуют больницы Министерства здравоохранения, Министерства путей сообщения, Министерства внутренних дел, Министерства обороны РФ. По административной принадлежности больницы подразделяют на участковые, районные, городские, областные, краевые, республиканские. В зависимости от профиля коечного фонда выделяют специализированные больницы и диспансеры (онкологические, психоневрологические, туберкулёзные, кардиологические), а также многопрофильные стационары. Наряду с сетью стационаров для взрослых функционируют детские больницы аналогичного профиля и принадлежности. Структура больничных учреждений, как правило, включает сеть отделений, обеспечивающих проведение лечебных и диагностических процедур пациентам.
Показатели развития стационарной медицинской помощи за последние годы свидетельствуют об уменьшении числа стационаров, а также об уменьшении числа больничных коек в них. По сравнению с 1985 г., число больничных учреждений в системе Минздрава России к 1996 г. уменьшилось с 12,5 до 11,8 тыс., а число больничных коек – с 135,0 до 123,9 на 10 тыс. человек населения (Российский статистический ежегодник. Москва, 1997).
В 1995–2010 гг. произошло резкое сокращение числа больничных учреждений, обслуживающих сельское население (с 5 437 до 1 349): районных больниц – с 151 до 79, участковых больниц – с 4 398 до 382; при этом число центральных районных больниц возросло с 683 до 727. Число коек в этих учреждениях уменьшилось: с 281,3 до 153,4 тыс. В 2020 г. число больничных организаций в сельской местности составило 929 (центральных районных больниц – 532, районных больниц – 201, участковых больниц – 25). Число коек в них – 157,6 тыс. (Здравоохранение в России ... 2021).
В 2005–2020 гг. число коек в больничных организациях было сокращено с 1 575,4 до 1 188,8 тыс., из них терапевтического профиля с 329,7 до 199,0 тыс., хирургического профиля с 279,7 до 181,3 тыс., гинекологических коек – с 81,7 до 35,9 тыс., неврологических – с 86,3 до 57,8 тыс., коек для беременных, рожениц и родильниц с 81,9 до 50,8 тыс., для детей – с 200,3 до 139,4 тыс.; в то же время выросло число онкологических коек с 38,3 до 46,3 тыс., а инфекционных коек – с 84,6 до 220,8 тыс. Если рассматривать показатели на 10 тыс. человек населения, то общее число больничных коек за этот период было сокращено с 110,9 до 81,3, из них детских коек – с 94,7 до 45,9 (Здравоохранение в России ... 2021).
Реструктуризацию больниц проводили для более эффективного использования коечного фонда стационаров на основе формирования больниц (отделений) разного типа: интенсивного лечения, планового лечения, долечивания, восстановительного лечения, долговременного пребывания (фтизиатрия, психиатрия, для лечения хронических больных), медико-социального назначения. В частности, развитие так называемых стационарозамещающих технологий (стационаров дневного пребывания в больнице, дневных стационаров при амбулаторно-поликлинических учреждениях, стационаров на дому, центров амбулаторной хирургии) позволяет более эффективно использовать имеющиеся койки и сократить уровень необоснованной госпитализации на дорогостоящие больничные койки.
Скорая медицинская помощь
В Российской Федерации скорая медицинская помощь осуществляется станциями и отделениями скорой медицинской помощи. Организована она в зависимости от численности населения: в населённых пунктах в несколько десятков тысяч человек при больницах организуют отделения, в более крупных городах – станции скорой медицинской помощи как самостоятельные учреждения. Основной структурной единицей станции скорой медицинской помощи являются выездные бригады (фельдшерские, линейные, врачебные и специализированные врачебные).
По сравнению с 1970 г., число станций (отделений) скорой медицинской помощи к 1996 г. выросло с 1 921 до 3 164 (Российский статистический ежегодник. 1997). В 2000 г. их число составило 3 221 (3 172 станций и 49 больниц), а к 2020 г. – было сокращено до 2 162 (2 113 станций и 49 больниц). В 2020 г. число выездных бригад общего профиля составило 49 855 (из них круглосуточных 11 778), врачебных 11 282 (из них круглосуточных 2 675), специализированных – 3 952 (из них круглосуточных 953). В 2020 г. 11,4 % персонала станций (отделений) скорой медицинской помощи составляли врачи, 56,1 % – средний медицинский персонал (Здравоохранение в России ... 2021).
Разделы статьи
Медицинское страхование в Российской Федерации
Санаторно-курортный комплекс в Российской Федерации
Санитарно-эпидемиологическая служба в Российской Федерации