Россия. Экономика. Импортозамещение в условиях санкций
Импортозамеще́ние в усло́виях са́нкций, экономическая политика российского правительства, направленная на расширение внутри страны производства продукции, аналогичной импортируемой, на ввоз которой были наложены ограничения.
В 2014 г. в связи с событиями на Украине в отношении России были введены санкции, ответом на которые стали меры по стимулированию импортозамещения. В частности, в сельском хозяйстве в 2014 г. был введён запрет на ввоз отдельных категорий продовольственной продукции из недружественных стран (постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 № 778), сельхозпроизводителям начали предоставлять льготные кредиты и субсидии, возмещать часть затрат при покупке или лизинге оборудования. В результате к 2020 г. экспорт российского продовольствия впервые превысил импорт.
В 2014–2021 гг. основными документами по реализации политики импортозамещения стали Государственная программа развития сельского хозяйства (постановление Правительства РФ от 14 июля 2012) и программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 № 328). В целом в 2015–2021 гг. государство на проекты импортозамещения выделило около 500 млрд руб., а общий объём инвестиций в проекты импортозамещения превысил 3 трлн руб. Это позволило нарастить долю отечественной составляющей в производстве товаров гражданского потребления и перерабатывающей промышленности до 60 %.
Однако в отдельных отраслях политика импортозамещения успеха практически не имела. По-прежнему крайне зависимыми от зарубежного импорта отраслями остаются автомобилестроение, производство резины и пластмасс, электроники, прочих транспортных средств, машин и оборудования (Карпов. 2023). Основная причина в том, что программы импортозамещения ориентировались на показатели рентабельности выбираемых для поддержки проектов. При этом большинство проектов в секторах, где наблюдаются проблемы с импортозамещением, не окупаются в кратко- и среднесрочном периодах.
Санкции 2022 г., введённые после начала Специальной военной операции на Украине, оказали значительное влияние на российскую экономику из-за слабой переориентации экспортных потоков в нейтральные страны, а также высокой импортозависимости от недружественных стран. С 2022 г. подход к политике импортозамещения в российской экономике изменился: необходимость господдержки стала основываться не на рентабельности рассматриваемых проектов с целью оказания им поддержки, а на целесообразности выпуска полностью российской продукции и технологическом суверенитете.
После 2022 г. особенностью реализации политики импортозамещения в России стали технопарки. По состоянию на середину 2023 г. в России действовало 98 промышленных технопарков и 43 особые экономические зоны, общий объём заявленных инвестиций которых составляет 1,5 трлн руб., а количество резидентов насчитывает 966. Наиболее развитая инфраструктура для создания технопарков и, соответственно, наибольшее их количество – в Московской области, Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Москве, Калужской области.
Направления деятельности технопарков различные: технополис «Москва» занимается разработкой и производством микроэлектроники, IT-оборудования, лекарственных препаратов и др.; резиденты технопарка «Якутия» – разработкой программного обеспечения для медицинского диагностического оборудования; технопарк в Самарской области – реализацией проектов по импортозамещению в автомобильном секторе. Строительство и модернизация технопарков обеспечивается государственными субсидиями. Резиденты технопарков имеют льготное налогообложение, а также льготы по аренде помещений и оборудования. Для создания технопарков для малого и среднего бизнеса государство выделило в 2022–2023 гг. до 500 млн руб. на реализацию инициатив в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 10 регионам: Республике Хакасия, Мордовии, Коми, Астраханской, Орловской, Ульяновской, Саратовской, Кировской, Новгородской, Брянской областям, а также компенсирует затраты на обслуживание процентов по инвестиционным кредитам до 2030 г. под создание промышленных технопарков. Предусмотрены постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2022 г. № 1659 субсидия инвесторам на строительство технопарка в расчёте до 60 тыс. руб. на 1 м2, на модернизацию – до 75 тыс. руб. на 1 м2, а также гранты до 250 млн руб. на проекты по импортозамещению.
Правительством определены приоритетные сферы для реализации импортозамещения: транспортное машиностроение, автомобильная промышленность, фармацевтика, судостроение, авиастроение, мало- и среднетоннажная химия, производство средне- и крупнотоннажного сжиженного газа, радиоэлектроника. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 определило базовые инструменты НИОКР в России, одним из них является компенсация части затрат на НИОКР: в 2022 г. на эти цели было выделено 15 млрд руб. Приоритетными являются технологии, которые признаются правительством современными и входят в соответствующий перечень в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. № 3143-р. В 2022 г. в перечень было добавлено ещё 130 позиций, а срок заключения такого контракта сокращён в два раза.
Кроме того, ранее были созданы механизмы компенсации части затрат, связанных с НИОКР, в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции для внешних рынков (постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 № 931), субсидии на возмещение затрат на выпуск и реализацию пилотных партий средств производства (постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 № 634), получившие в 2022 г. ещё большее распространение. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2022 г. № 1570 введён механизм промышленной ипотеки на покупку производственной недвижимости (в 2022–2025 на эти цели выделено более 970 млн руб.). Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2022 г. № 208 вводит программу стимулирования разработки конструкторской документации для серийного выпуска приоритетных комплектующих в виде гранта, максимальный размер которого – 100 млн руб. (но не более 80 % бюджета проекта).
В 2022 г. компании получили 140 млрд руб. льготных займов по программам Фонда развития промышленности для разработки необходимых материалов и комплектующих. Ещё 14 млрд руб. выдано в качестве займов на приобретение и реконструкцию производственных площадей по программе промышленной ипотеки. В рамках кластерной инвестиционной платформы Минпромторга одобрены 12 проектов на 320 млрд руб. для производства приоритетной продукции. Постановление Правительства РФ № 552 от 1 апреля 2022 г. предусматривает увеличение грантов на создание отечественных аналогов комплектующих, которые ранее поставлялись исключительно из-за рубежа.