Родительство
Роди́тельство, многозначное понятие, обозначающее одновременно воспитание и заботу о ребёнке со стороны родителей (parenting) и социальную роль родителя как таковую (parenthood) (Rossi. 1968). Родительство как воспитание детей как в литературе, так и в общественном сознании представлено гораздо шире. Истоки идеи воспитания берутся в античной философской мысли. В трудах Платона и Аристотеля главным агентом воспитания является скорее государство, чем родители, в центре концепций воспитания – интересы сообщества. Родители должны выполнять свои функции, ориентируясь на общественную полезность. В Древнем Риме усиливается разделение отцовских и материнских функций в родительстве, так, отец становится воспитателем ребёнка с его семилетнего возраста, до этого времени ответственность за заботу о ребёнке несет мать (Тацит. 2001; Платон. 2019; Аристотель. 1983).
В Средние века родительство и как социальная роль, и как воспитание формируется под влиянием христианской церкви. Обязанностью родителей становится прививание детям христианской добродетели и их образование. В Европе среди горожан распространяется практика отдавать детей в качестве подмастерьев в другие семьи с целью их воспитания и обучения, представители аристократии нанимают учителей и воспитателей. В Новое время развивается жанр наставления родителям со стороны отцов Церкви и философов. Ф. Фенелон в работе «О воспитании девиц» (1687), как и многие авторы этого периода, делает акцент на том, что девочек нужно воспитывать как будущих матерей, в их материнские обязанности входит воспитание достойных подданных короля. Ж.-Ж. Руссо в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762) описывает идеал родительства через грудное вскармливание матерью своего дитя (кормилица допустима в случае плохого здоровья матери) и наставничество со стороны отца, поскольку «дети, удалённые, разбросанные по пансионатам», не будут испытывать любви к своему дому (Руссо. 1981. С. 40). Интимные семейные привязанности становятся тем, что требуется сохранять и развивать в детско-родительских отношениях.
Развитие родительства в 20 в.
В 20 в. идея родительства в науке и социальном управлении переживает расцвет. Кроме того, только в 20 в. появляется научная и социальная рефлексия родительства как социальной роли.
Ярким примером концентрации происходивших социальных изменений является СССР. Естественный распад расширенной семьи и переход к нуклеарной семье вследствие распространения городского образа жизни, сокращение числа рождений, массовый выход женщин на оплачиваемую работу приводят к резкой смене образа жизни родителей. Молодые матери, не имея опыта т. н. детодержания, помощников из числа родственников и достаточного объема времени для ухода за ребёнком, получают поддержку со стороны государства в виде широкого распространения справочной литературы по уходу за ребёнком, детских садов и яслей, принимавших детей с возраста восьми недель. Популярны идеи советского педагога А. С. Макаренко (Макаренко. 1935; 1937). Советский педагог советует родителям проявлять внимание к интересам и увлечениям ребёнка, строить доверительные отношения, не теряя позиции взрослого наставника. Слова Макаренко об авторитете любви родителя и уважении к ребёнку звучали революционно для Советского Союза 1930-х гг., и, несмотря на популярность его работ, их практическое применение в детских учреждениях было остановлено. В 1956 г. в СССР появляется первый перевод книги Б. Спока «Ребёнок и уход за ним». Начинается постепенный период либерализации в области родительства и заботы о детях. Созвучная с идеями Макаренко «система Спока» основана на уважении потребностей ребёнка, его личности, предоставлении ему посильной ответственности. Новыми для советских родителей были идеи о свободном кормлении ребёнка по требованию, об отказе от тугого пеленания и жесткого дисциплинирования поведения ребёнка. Постепенно родительство как практика ухода за детьми становится дискуссионным, к концу века сосуществуют различные, иногда прямо противоположные представления о должном стиле обращения с детьми: от авторитарного, в котором присутствуют наказания, в том числе телесные, до либерального, предполагающего предоставление ребёнку большой доли свободы и права голоса в семейных вопросах. По мнению социальных аналитиков, происходит профессионализация родительства: понимание заботы о детях как процесса, требующего от родителей знаний в области педагогики, детской психологии, медицины и других специальных областей.
К концу 20 в. появляется научная и социальная рефлексия родительства как социальной роли и персонального переживания родительского опыта. Этому способствовало женское движение 1970-х гг., формирование субдисциплины, названной «материнскими исследованиями» (motherhood studies) (Rich. 1976). Философ С. Раддик (Ruddick. 1980) определяет материнство как работу, связанную с заботой о ребёнке, следовательно, матерью является любой, кто выполняет эту работу. Таким образом становится возможно анализировать материнские практики отдельно от материнской идентичности и социального института материнства как набора правил и идеологий (Шадрина. 2017). Отцовство в этот период также подвергается изменениям: растет включенность отцов в практики воспитания и ухода за ребёнком, появляются концепции «ответственного» или «вовлеченного» отцовства, модель отцовства, функционировавшая в 1-й половине 20 в. – физически присутствующих, но функционально отсутствующих отцов, – уходит в прошлое и начинает стигматизироваться (Гурко. 2008; Changing men ... 1987).
Вспомогательные репродуктивные технологии и родительство
В конце 1970-х гг. на фоне снижения репродуктивного здоровья и увеличения возраста рождений в мире стали развиваться вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), призванные решить проблемы бесплодия (донорство генетического материала, суррогатное материнство, зачатие «в пробирке»). К середине 2010-х гг. в мире насчитывалось более 7 млн ВРТ-рождений (ICMART ... 2018).
С распространением ВРТ-рождений в 1990-х гг. как в специализированной литературе, так и в средствах массовой информации закрепляются новые виды родительства: генетическое и гестационное (gestation – беременность, родительство вследствие вынашивания плода из чужого генетического материала). Появление новых форм родительства порождает новые правовые споры о том, кто ответственен за плод до и после его рождения и кто является его родителем.
В российской юридической традиции (а также в американской и ряде европейских) при установлении отцовства большее значение имеет факт брачных отношений, чем биологического родства. Ребёнок, рождённый в браке, является сыном/дочерью мужа своей матери. Мужчина имеет отношение к ребёнку, если имеет отношение к его матери. Материнство – ранее непроблемная категория – также диверсифицируется, однако здесь, напротив, более сильными оказываются биологические факторы (вынашивание плода и роды). Так, суррогатная мать имеет юридическое право не отдавать ребёнка приемным родителям, даже если ребёнок был зачат из их биологического материала (Семейный кодекс РФ, 1995. Ст. 51. п. 4).
М. Стратерн определяет современное родительство как дисперсное родство, включающее тех, кто участвовал в появлении ребёнка: суррогатных матерей, доноров и т. д. (Conceiving the new world order ... 1995. P. 346–363). В России родители, прибегнувшие к ВРТ-лечению, часто скрывают этот факт в силу распространенности убеждений, что дети, рожденные в результате ЭКО, имеют различные отклонения, а также по причине высокой стигматизации бесплодия (Стигмы дизэмбриогенеза у детей ... 2017).