Республика Корея. Кинематограф
Кинемато́граф Респу́блики Коре́я. После обретения страной независимости от Японии в 1945 г. началось становление корейского кинематографа. Большинство фильмов 1946 и 1947 гг. отражали восприятие новой политической реальности. В 1935 г. Чхве Ин Гю основал кинокомпанию Goryeo Film Company, его картина «Свобода торжествует» (1946) посвящена корейскому движению за независимость и пользовалась большим успехом у зрителей. Во время Корейской войны 1950–1953 гг. южнокорейская киноиндустрия практически не развивалась: за это время снято всего 14 фильмов. Возрождение киноиндустрии произошло в Республике Корея после 1953 г.
В 1954 г. президент Ли Сын Ман предпринял меры по поддержке киноиндустрии, в числе которых стало освобождение кинематографистов от налогообложения, а также получение иностранной помощи – технологий и оборудования для производства. В 1959 г. ежегодное производство фильмов увеличилось до 111 по сравнению с 1954 г., когда было произведено 18 фильмов. Господствующим жанром, как и в колониальный период, оставалась мелодрама. Успехом пользовался фильм «Сказание о Чхунхян» (релиз в 1955, режиссёр Ли Гю Хван).
Расцвет национального кино пришёлся на 1960-е гг. В центре внимания оказалась проблема слома традиционных ценностей и норм в период модернизации страны. Ведущим персонажем многих фильмов стала сильная женщина, самостоятельно определяющая свою судьбу. Расширился жанровый диапазон, появились криминальные, костюмные и военные драмы, приключенческие фильмы с элементами боевых искусств, бытовые комедии. Зарождалось авторское кино. В Республике Корея осваивали опыт Голливуда и итальянского неореализма, обратились к собственному культурному наследию, адаптируя для экрана национальные зрелищные и повествовательные формы. Свободу самовыражения в этот период ограничивали жёсткая политическая цензура и официальный курс на поощрение в кино антикоммунистической пропаганды. Среди ведущих режиссёров 1960-х гг.: Ким Ги Ён («Служанка», вышел на экраны в 1960), Кан Дэ Джин («Извозчик», релиз в 1961, премия Международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1961), Ю Хён Мок («Шальная пуля», 1961), Ким Су Ён («Деревня на берегу моря», релиз в 1965), Син Сан Ок («Жизнь женщины», релиз в 1968).
В 1970-х гг. кинематограф Республики Корея вступил в полосу затяжного кризиса, преодолённого во 2-й половине 1980-х гг. в ходе постепенной демократизации страны. Центральной темой многих картин стала проблема духовного поиска, их авторы обращались к опыту традиционных религий: буддизма («Мандала», 1981, режиссёр Им Гвон Тхэк; «Почему Бодхидхарма пошёл на восток?», 1989, режиссёр Пэ Ён Гюн), корейского шаманизма («Человек с тремя гробами», 1987, режиссёр Ли Джан Хо). Появились фильмы сатирической направленности («Чильсу и Мансу», 1988, режиссёр Пак Кван Су).
В начале 1990-х гг. произошла смена творческих поколений, в критике появилось понятие «корейская новая волна». На рубеже 1990–2000-х гг. в национальном прокате кино Республики Корея успешно конкурирует с голливудской продукцией. Особым успехом пользуются фильмы массовых жанров: шпионский триллер «Шири» (1999, режиссёр Кан Дже Гю), комедия «Моя жена – гангстер» (2001, режиссёр Чо Джин Гю), лирическая комедия «Дрянная девчонка» (2001, режиссёр Квак Чэ Ён), психологический триллер «Воспоминания об убийстве» (2003, режиссёр Пон Чжун Хо), остросюжетный фильм о спецназе «Сильмидо» (2003, режиссёр Кан У Сок), костюмная мелодрама «Король и шут» (2005, режиссёр Ли Джун Ик). Многие картины посвящены последствиям войны 1950–1953 гг., трагедии разделения Корейского п-ова между двумя государствами («Объединённая зона безопасности», 2000, режиссёр Пак Чхан Ук; «Братство», в отечественном прокате «38-я параллель», 2004, режиссёр Кан Дже Гю).
Среди ведущих мастеров кино рубежа 20–21 вв.: Пак Кван Су («Восход», 1999, премия Международного кинофестиваля в Локарно, 1999), Чан Сон У («Ложь», 1999), Им Гвон Тхэк («Чуньхьян», 2000), Хон Сан Су («Девственница, раздетая её холостяками», 2000), Ли Чхан Дон («Оазис», 2002, специальная премия за режиссуру, премия ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля, 2002), Ким Ки Дук («Самаритянка», 2004, премия Берлинского кинофестиваля, 2004), Пак Чхан Ук («Олдбой», 2003, Гран-при Каннского кинофестиваля, 2004).
Значительное число фильмов производится совместно с Китаем, Японией (запрет на демонстрацию в Республике Корея японских фильмов был снят только в конце 1990-х гг.), европейскими государствами. В 21 в. корейские картины становятся постоянными участниками крупнейших международных кинофестивалей – Каннского, Берлинского, Венецианского, Московского и др. («Пьета», 2012, режиссёр Ким Ки Дук, «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля, 2012; «Паразиты», 2019, режиссёр Пон Джун Хо, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, 2019, премия «Оскар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший фильм на иностранном языке» за 2019; «Женщина, которая убежала», 2019, режиссёр Хон Сан Су, «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, 2020, и др.).
После 2000-х гг. Республика Корея становится одной из ведущих стран по количеству производимых фильмов в год, занимая 4-е место в мире (по состоянию на 2019). В 2021 г. выпущено 183 полнометражных игровых фильма, а общие сборы составили более 130 млн долларов США. Республика Корея постоянно разрабатывает меры по поддержке своей кинематографии и медиаиндустрии. В 1985 г. правительством Республики Корея была установлена обязательная квота, обязывающая каждый кинотеатр в стране показывать отечественные фильмы не менее 146 дней в году. В полной мере квотирование стало применяться только в 1993 г., когда прокат голливудских блокбастеров начал превышать долю местного рынка. К текущему моменту количество показов национальных фильмов составляет более 51 % экранного времени (самая большая квота в мире для национальной кинопродукции).
В 1973 г. правительство Республики Корея учредило Корейский совет по кинематографии (KOFIC), который является самоуправляемым органом. Организация работает под эгидой Министерства культуры, спорта и туризма и несёт ответственность за продвижение и поддержку южнокорейской киноиндустрии как на национальном, так и на международном уровне. Корейский совет по кинематографии реализует программы поддержки артхаусных и документальных картин, в том числе их выхода на зарубежный рынок, а также ежегодно формирует конкурс на создание фильмов совместного производства. В стране действуют 11 региональных кинокомиссий (охватывают бо́льшую часть территориальных единиц страны), в задачи которых входит организация съёмочного процесса на территории региона. По состоянию на март 2022 г. в стране имеется 3368 экранов 2D, 1057 экранов 3D, 50 экранов 4D, 17 экранов IMAX и 43 экрана с возможностью показа на аналоговых носителях, расположенных на всей территории государства и обеспечивающих максимальную доступность для зрителей.
В стране действуют 7 научно-исследовательских организаций, которые специализируются на исследовании различных аспектов развития кинематографии – от киноведения до новейших технологий. В 1974 г. в Сеуле основан Корейский киноархив (KOFA) – единственный архив фильмов в Республике Корея с общенациональным охватом. В 1976 г. архив присоединился к Международной федерации киноархивов (FIAF) в качестве наблюдателя, а в 1985 г. стал полноправным членом федерации. Основными обязанностями киноархива являются сбор, сохранение и классификация фильмов и иных материалов, с ними связанных, а также обеспечение доступа к своим коллекциям. Архив включает несколько открытых для широкой публики институций, в том числе синематеку, музей корейских фильмов и справочную библиотеку. Архив управляет онлайн-базой данных корейских фильмов, а также онлайн-сервисом потоковой передачи фильмов. На территории страны насчитывается 19 синематек, многие из которых располагают собственными кинотеатрами, специализирующимися на показах архивного кино.
В Республике Корея большое внимание уделяется кинообразованию. В стране насчитывается 52 высших учебных заведения (государственные и частные), которые готовят профессиональные кадры для киноиндустрии. Ведущее учебное заведение – Корейская академия киноискусства (KAFA, основана в Сеуле в 1984 в рамках реализации пятилетнего плана Министерства культуры и общественной информации по развитию кинематографии, с 2018 – в Пусане). Академия сотрудничает с зарубежными странами: основаны совместные корейско-китайская (2012), корейско-французско-японская (2014) и корейско-узбекская (2019) программы.
В Республике Корея проводится более 30 международных и национальных кинофестивалей, из которых 13 – в Сеуле, в том числе Международный кинофестиваль женского кино, Международный кинофестиваль по правам человека и др. С 1996 г. в Пусане проходит Международный кинофестиваль (один из самых значительных в Азии), основное внимание на этом кинофестивале уделяется новым именам, особенно из азиатских стран.
В 1998 г. создан план продвижения кинофестиваля в Пусане, преобразованный в 2011 г. в Азиатский рынок проектов, ориентированный на взаимодействие молодых режиссёров и продюсеров. В 2011 г. фестиваль обрёл постоянную площадку – Киноцентр Пусана в Сентум-Сити площадью около 30 тыс. м², включающий открытый кинотеатр на 4 тыс. мест, четыре внутренних экрана под светодиодной крышей, медиацентр, архивное пространство и конференц-залы, что позволяет фестивалю проводить отраслевые форумы и образовательные мероприятия. С 2000 г. в Чонджу ежегодно проходит Международный фестиваль независимого и экспериментального кино, который сосредоточен на альтернативном направлении современного киноискусства. Программа основного международного конкурса направлена на поддержку молодых кинематографистов и формируется из первых и вторых работ кинорежиссёров. Программа фестиваля включает национальные конкурсные программы, деловую площадку «Кинопроект Чонджу» (Jeonju Cinema Project), представляющую собой питчинг для молодых кинематографистов, по результатам которого три полнометражных проекта получают финансирование, а также образовательные программы.