Нибур Бартольд Георг
Ни́бур Ба́ртольд Гео́рг (Barthold Georg Niebuhr) (27.8.1776, Копенгаген – 2.1.1831, Бонн), немецкий историк Античности, действительный член Прусской АН, почётный член Петербургской АН (1826). Сын датского путешественника-ориенталиста Карстена Нибура. Получил прекрасное домашнее образование; в Кильском университете в 1794–1796 гг. изучал математику, физику, химию, биологию, философию, филологию. В 1798–1799 гг. в качестве стипендиата датского правительства Нибур путешествовал по Англии и Шотландии, занимался в Эдинбургском университете. Директор Национального банка Дании в 1804–1806 гг., Национального банка Пруссии в 1806–1810 гг. Параллельно занимался изучением языков (23 языка, включая русский), а также античной филологии. В 1810–1813 гг. читал лекции по римской истории в Берлинском университете. В 1816–1823 гг. посол Пруссии в Ватикане. С 1825 г. профессор Боннского университета.
Б. Г. Нибур увлекался историей Древней Греции, в частности её взаимоотношениями с Востоком. В 1805 г. анонимно опубликовал свой перевод 1-й филиппики Демосфена, изучал рукописи Пиндара. В 1811 г. обратился к истории Рима и Италии. Главный труд Нибура – «Римская история» («Römische Geschichte», Bd 1–3, 1811–1832) – остался незавершённым, события доведены до 1-й Пунической войны (264–241 до н. э.). Другие антиковедческие работы опубликованы в сборниках «Kleine historische und philologische Schriften» (Bd 1–2, 1828–1843), «Historische und philologische Vorträge» (Abt. 1–4, Bd 1–8, 1846–1858).
Нибур основал критический метод в источниковедении. В противовес априорному скептицизму французских учёных, последователей Л. де Бофора, в отношении к античной традиции о Риме до 3 в. до н. э. Нибур считал необходимым искать в ней зёрна достоверности, часто скрытые у Тита Ливия и в первоисточниках, на которые он опирался. Не полагаясь лишь на сведения анналистов, Нибур использовал известные к его времени памятники словесности, данные эпиграфики, лингвистики и этнографии, сопоставляя их и применяя метод аналогии с историей других народов. Это привело его к открытию родовой организации у римлян (хотя при этом Нибур ошибочно представлял род как искусственное объединение семей), а также к утверждению такого признака наличия института государства, как разделение населения по территориальному принципу, происшедшее при Сервии Туллии. Нибуру принадлежит характеристика патрициев как автохтонов и плебеев как депортированных латинов и объяснение их происхождения. Рационально-критический взгляд Нибура на письменную традицию о раннем Риме, не отвергающий её полностью, дал ему возможность признать историчность не только социальных и культурных процессов раннего Рима, но и многих событий и лиц царского времени и ранней Республики. Исследование Нибуром категорий владения и собственности у римлян внесло вклад в изучение римского права.
Нибур является автором «песенной теории», согласно которой у римлян были незаписанный героический эпос, народное песенное творчество наряду с семейными преданиями. Современное антиковедение не без оснований отрицает существование в Риме художественных эпических поэм, но не отвергает первичности поэтической формы изложения даже документальных текстов (Законы двенадцати таблиц). Некоторые выводы Нибура были приняты европейской наукой, в том числе русской (П. Н. Кудрявцев, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский и др.). В конце 20 – начале 21 вв., благодаря успехам в области лингвистики и эпиграфики (итальянский исследователь Э. Перуцци), а также археологии (итальянские учёные А. Карандини, П. Карафа, Г. Биетти-Сестьери и др.), с использованием методов естественных наук и новейшей техники приведены убедительные доказательства существования оборонительной системы в Риме на Палатине (8–6 вв. до н. э.), что подтверждает создание Ромулова померия (священных границ города) и строительство Рима первым царём, а также местоположение утерянного после 16 в. Луперкала (места, где, согласно легенде, волчица вскормила Ромула и Рема). Новейшие источники, таким образом, показали правильность источниковедческих принципов Нибура и его важнейших выводов, подвергаемых сомнению современными негативистами (гиперкритиками).