Рабочая память
Рабо́чая па́мять (РП; англ. working memory), система когнитивных процессов для оперативного хранения и переработки информации. Понятие РП дополняет и расширяет понятие кратковременной памяти, делая акцент на использовании кратковременно удерживаемой информации для решения текущих задач. Понятие РП впервые предложено в книге Дж. А. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама (1960; рус. пер. 1964), но широкую известность получило после публикации книги А. Бэддели (1986). Примечательно, что в 1970-е гг. в СССР распространение получил аналогичный термин – «оперативная память». Согласно типичным оценкам, время хранения информации в РП составляет от нескольких секунд до нескольких десятков минут, при этом оно определяется продолжительностью решения текущей задачи. Показаны выраженные связи индивидуальных характеристик РП и успешности выполнения самых разных видов сложной деятельности – от изучения иностранных языков (Wen. 2019) до управления группой беспилотных летательных аппаратов (McKendrick. 2014). Объём РП является лучшим из обнаруженных предикторов текучего (флюидного) интеллекта (gF). Фундаментальное значение имеет возможная связь РП и сознания, ведь РП часто определяется как множество прямо или косвенно осознаваемых умственных репрезентаций.
Получили широкое распространение два класса моделей РП. Иерархическая модель А. Бэддели выделяет в составе РП управляющую инстанцию («центральный исполнитель») и несколько систем оперативного хранения информации («рабские системы», по образному выражению А. Бэддели). К последним относятся фонологическая петля (для хранения вербальной информации), зрительно-пространственный блокнот (для хранения зрительно-пространственной информации), эпизодический буфер (для хранения полимодальных образов), а также, возможно, другие модально-специфические системы хранения информации (тактильная и обонятельная).
Активационные (концентрические) модели РП, например модель К. Оберауэра (Oberauer. 2009), описывают структуру РП как вложенные области репрезентаций долговременной памяти с разным активационным статусом. В центре таких моделей находится фокус внимания – это когнитивная репрезентация с максимальным активационным статусом (непосредственное осознание), которая в данный момент является предметом когнитивной обработки. Затем следует регион прямого доступа – это 3–4 репрезентации с высоким активационным статусом, каждая из которых с минимальной (но не нулевой) задержкой может быть «загружена» в фокус внимания. Репрезентации, находящиеся в регионе прямого доступа, максимально защищены от действия интерференции – основного фактора забывания. Третья составная часть – активированная часть долговременной памяти. Это множество репрезентаций, находящихся в долговременной памяти, активированных выше некоторого порога. Содержащиеся здесь репрезентации не могут быть непосредственно осознаны. Иерархические и активационные модели РП не противоречат друг другу, но делают акцент на разных аспектах обработки информации.
Основной характеристикой РП является её объём (ёмкость). Под объёмом РП понимается количество информации, которое может быть удержано в ней в единицу времени. Обычно объём РП определяется как максимальная длина последовательности элементов (слов, букв, чисел), которую человек может воспроизвести безошибочно в правильном порядке. В современных исследованиях объём РП измеряется с помощью методики, включающей фоновое выполнение дополнительной задачи, отвлекающей ресурсы внимания и затрудняющей использование мнемотехник. Типичный объём РП в таких условиях – четыре элемента («новое магическое число»; Cowan. 2001). Дополнительная задача может быть очень простой, и решающим фактором отвлечения внимания становится скорость её предъявления. Индивидуальный объём РП является одной из ключевых когнитивных характеристик, определяющих возможность решения задач как в долговременной, так и в кратковременной перспективе. Объём РП не является фиксированным, подвержен возрастным и ситуативным изменениям.
Одна из основных проблем при изучении объёма РП – это проблема его структурной (дискретные ячейки) или функциональной (когнитивные ресурсы) обусловленности. Важной проблемой является также соотношение функций хранения и переработки информации в РП. До сих пор не ясно, реализуются ли они различными компонентами РП (обеспечиваются ли разными когнитивными ресурсами). Обычно роль переработки информации в РП приписывается центральному исполнителю, функции которого очень широки (переработка информации, загрузка информации в системы хранения, управление вниманием). Современные теории РП в целом построены на концепции разделяемых и истощаемых когнитивных ресурсов (ресурсов внимания), которые обеспечивают выполнение сознательно контролируемых когнитивных процессов. Открытым остаётся вопрос – являются ли эти ресурсы общими для модально-специфичных систем хранения, а также для хранения и переработки информации в РП.
Характеристики РП изменяются с возрастом. В младенческом и детском возрасте эффективность выполнения задач на РП повышается, причём достаточно рано проявляются различия в модально-специфических подсистемах РП – часть детей лучше справляется с заданиями, требующими участия вербальной РП, а часть – с заданиями, требующими зрительно-пространственной. Ряд исследований показывает, что предельный для взрослых людей объём РП (4 элемента) достигается уже в младенчестве («базовая ёмкость»), а дальнейшее увеличение эффективности решения задач на РП объясняется автоматизацией когнитивных процессов и формированием когнитивных стратегий. Недостаточный объём РП принято считать одним из важнейших факторов неуспеваемости при школьном обучении. С возрастом в ходе нормального когнитивного старения объём РП систематически снижается, если отсутствует компенсация защитными факторами, например, истинным билингвизмом (Anderson. 2021).
РП играет огромную роль в решении сложных задач и во многом определяет эффективность профессиональной деятельности. В частности, для операторов технических систем РП определяет эффективность деятельности на ранних этапах профессионализации. Впоследствии роль РП снижается за счёт автоматизации профессиональных навыков. В связи с центральной ролью РП в решении интеллектуальных задач неоднократно предпринимались попытки разработать методики тренировки РП с целью повышения интеллектуального потенциала. Эти методы основываются на систематическом выполнении заданий, требующих использования РП. Тренировку РП также предлагают использовать для развития интеллекта и компенсации когнитивных дефицитов. Однако метааналитические исследования указывают на возможную неэффективность таких тренировок (Gobet. 2023).
Нейрокогнитивные исследования показывают участие различных отделов мозга при решении задач на РП. Практически всегда при этом активируется дорзолатеральная префронтальная кора, которая может быть связана с работой управляющего компонента РП (подавление иррелевантных репрезентаций). Для хранения модально-специфической информации в РП используются соответствующие сенсорные зоны. Фокус внимания связывают с теменными отделами коры. Функции РП также ассоциируются с ритмами мозга, особенно с фронто-медиальным тета-ритмом (Hsieh. 2014). В частности, предлагается связать характеристики осцилляторной активности мозга с фундаментальными ограничениями объёма РП (Lisman. 2013).