Забывание
Забыва́ние, утрата способности вспомнить или опознать ранее усвоенное. Забывание проявляется также в ошибочном припоминании и узнавании. Исследования З. Фрейда, Ф. Бартлетта, У. Найссера и др. показали, что память не есть нечто неизменное, содержащаяся в ней информация реконструируется и трансформируется, поэтому точные воспоминания – скорее исключение.
Забывание может происходить в результате затухания со временем следов памяти, интерференции (тормозящего влияния со стороны другой деятельности и связанного с ней воспринимаемого и запоминаемого материала), вытеснения (мотивированного забывания представлений, способных вызвать тягостные переживания), утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска нужной информации в памяти, нарушения механизма перехода информации из кратковременной памяти в долговременную, а также под влиянием других, ещё не изученных механизмов.
Наиболее интенсивно забывание происходит сразу после запоминания, как было показано Г. Эббингаузом. Забывание зависит также от содержания, объёма, эмоциональной окраски материала, частоты применения и статуса применения в деятельности. Лучше всего сохраняется осмысленный, эмоционально насыщенный и важный материал, поэтому, чтобы предотвратить забывание, рекомендуют больше работать с запоминаемым материалом (см. также Мнемотехника), включая его в контекст повседневной деятельности. К восстановлению забытого (т. н. реминисценции) может привести воссоздание контекста, внешних и внутренних условий (например, эмоционального состояния), при которых происходило запоминание.
Забывчивость часто усиливается с возрастом. Забывание – основной симптом ряда патологий памяти.