Публичные обязательства
Публи́чные обяза́тельства, обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчёта, индексации) [абзац 22 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ)].
Публичные обязательства государства и иных публично-правовых образований являются одним из видов расходных обязательств (Лукичев К. Е. К вопросу о соотношении понятий, применяемых при регламентации расходов бюджета / К. Е. Лукичев, Г. Р. Зембатов // Финансовое право. 2017. № 2. С. 19–22). Следовательно, такие обязательства подлежат исполнению за счёт средств соответствующего бюджета.
Разновидностью публичных обязательств выступают публичные нормативные обязательства.
Публичные обязательства следует отграничивать от гражданско-правовых обязательств. Во-первых, стороны гражданско-правового обязательства равны между собой, а публичные обязательства характеризуются неравенством, т. к. одной стороной всегда выступает публично-правовое образование, наделённое властными полномочиями. Во-вторых, гражданско-правовое обязательство может возникать из широкого круга юридических фактов, среди которых договоры и иные сделки, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и иных оснований, предусмотренных гражданским законодательством, а публичные обязательства – исключительно из законов или иных нормативных правовых актов (Комягин Д. Л. Управление бюджетными расходами: расходные обязательства // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учёт. 2014. № 8. С. 16–22).