Психология личности прокурора
Психоло́гия ли́чности прокуро́ра, направление исследований в рамках психологического изучения профессиональной деятельности и личности юристов различных специальностей – раздела юридической психологии. Наиболее тесно связано с психологией личности, психологией труда и социальной психологией.
Исследования психологии личности прокурора проводились с 1990-х гг. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации при подготовке системы психологического отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации, а также психологической оценки кандидатов на руководящие должности. Была построена профессиограмма труда прокурора, составной частью которой выступала психограмма профессионально успешного прокурора (Романов. Руководство ... 1994). Последняя включала описание требований профессии к психическим процессам, состояниям и свойствам личности работника. Она состояла из пяти блоков – факторов профессиональной пригодности, включающих систематизированный перечень психических свойств и качеств, умений и навыков, необходимых прокурору для эффективного выполнения своих служебных обязанностей, достижения высокого профессионального мастерства. Противоположным «полюсом» психограммы являлся психологический портрет прокурора, по своим психологическим характеристикам малопригодного к данному виду профессиональной деятельности.
Факторы профессиональной пригодности прокурора (Кроз. 1999; 2012).
Высокий уровень социализированности личности. Его составляют личностные структуры, в первую очередь относящиеся к её глубинным, «ядерным» слоям: мотивационной сфере, ценностным ориентациям и установкам в области правовых отношений (правосознание), а также морально-нравственные качества.
Развитые познавательные способности. Центральными звеньями здесь являются эвристичность мышления, его творческий характер.
Высокая эмоционально-волевая устойчивость, определяемая особыми условиями прокурорской деятельности, её напряжённым характером.
Развитые коммуникативные способности. В данном факторе центральное место занимает коммуникативная компетентность прокурора – интегративная психологическая характеристика, охватывающая различные аспекты и виды общения субъекта и отражающая его успешность в овладении различными приёмами и средствами общения.
Развитые организаторские способности. Составляющие данный блок качеств свойства необходимы в первую очередь руководящим работникам органов прокуратуры. Его основу образуют умения прокурора-руководителя планировать и координировать совместную деятельность группы подчинённых, контролировать её ход и результаты, оказывать управленческое воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчинённых к выполнению работы, направлять их и заражать своей энергией.
Для обоснования предложенной модели проводилось сравнительное психологическое исследование личности прокуроров с высокой и низкой профессиональной эффективностью (Романов. Руководство ... 1994; Романов. Психологическая оценка ... 1994). Впоследствии данная психограмма развивалась и уточнялась, в том числе и применительно к различным прокурорским должностям и специализациям. Её элементы – наиболее важные психологические характеристики прокурора нашли отражение в ряде ведомственных нормативных документов, например в квалификационных характеристиках должностей прокурора, заместителя прокурора, помощника прокурора города, района [например: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 ноября 2011 № 378 «Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора].
Помимо построения нормативной модели (психограммы) проводились исследования психологических особенностей различных категорий прокурорских работников (Глушкова. 2006; Смирнов. 2009), в том числе лиц с различным стажем службы (Горьковая. 2001), изучались мотивационные основы профессиональной деятельности прокуроров (Кроз. Деятельностные факторы ... 2016), их удовлетворённость трудом (Кроз. 2009; Кроз. 2012), социально-психологическое самочувствие (Андрианов. 2009), особенности профессиональной деформации прокурорских работников (Кроз. Психологическое исследование ... 2016) и др.