Коммуникативная компетенция
Коммуникати́вная компете́нция (англ. communicative competence), способность (имманентная и приобретённая) к специфическому виду деятельности, связанной с достижением коммуникативной цели, через решение (в том числе средствами языка) актуальной для индивида коммуникативной задачи. Подразумевает умение индивида организовывать деятельность (в частности, речевую) в продуктивном и рецептивном видах (включая использование языковых и речевых средств) для реализации программы поведения (коммуникативной интенции) – достижения целей непосредственного или опосредованного взаимодействия (в частности, речевого) адекватно контексту.
Коммуникативная компетенция – сущностная динамическая характеристика индивида, являющаяся предметом как онтогенеза, так и социогенеза (Леонтьев. 1999). Таким образом, она имеет и личностный (антропометрический), и социальный (социометрический) аспекты. Важно, что коммуникация обеспечивает социальное бытие человека, субъектно-объектное и субъектно-субъектное взаимодействие в социуме (при этом под субъектами могут пониматься, например, индивиды; под объектами – социальные институты, тексты и др.). Наличие вербальных и невербальных форм коммуникации подразумевает необходимость сформированности соответствующего аспекта коммуникативной компетенции.
Концепт коммуникативной компетенции возник в социолингвистике в 1960-х гг. (Hymes. 1972), и к настоящему времени он активно используется в коммуникативной лингвистике (Минаева. 2002), лингводидактике (Сафонова. 2004), социальной психологии (Зимняя. 2001), лингвистике и других областях науки.
Взаимосвязь основных категорий теории коммуникации
В 1-й половине 20 в. была выдвинута и позже получила активное развитие гипотеза о взаимосвязи языка и мышления (гипотеза лингвистической относительности, гипотеза Сепира – Уорфа) (Whorf. 2012). В связи с тем, что язык является одной из форм существования мышления (Выготский. 1982), а коммуникативная социализация подразумевает приспособление к общественно-регламентированным контекстам и нормам, развитие коммуникативной компетенции имеет прямую связь с развитием мышления; важно, что обратное утверждение неочевидно. Таким образом, при рассмотрении концепта коммуникативной компетенции важно заметить, что коммуникация имманентна деятельности и может быть как внешней, так и внутренней (внутренняя речь, посредством кодового языка мышления) (Жинкин. 1958). В связи с этим коммуникативная компетенция – способность к экстериоризации мыслительной деятельности. Она представляет собой норму социального общения на основе личностных, коллективных и социальных (надличностных общественных) смыслов (пример последних – государственная коммуникация, корпоративная коммуникация и т. п.). Отсюда вытекает следствие: условием успешной реализации коммуникативной компетенции является владением субъектами общим кодом (языком в широком смысле, социальными правилами, законами, религиозными догматами и др.).
Смысловыми единицами (содержательными, прагматическими, операциональными), связанными с концептом коммуникативной компетенции, являются: механизм речевой деятельности, смысл речевого сообщения, вид речевой деятельности (Жинкин. 1958; Зимняя. 2001), речевое действие в рамках коммуникативного акта, стратегия взаимодействия, сфера коммуникативной деятельности, скрипт (сценарий, программа) реализации коммуникативной деятельности, тема общения, репертуар социальных и коммуникативных ролей участников взаимодействия (в том числе социально нормированные правила речевого поведения), набор тактик коммуникации, тип текста, правило организации текста, языковое средство. В этой связи в коммуникативной компетенции могут быть выделены языковой (лингвистический, кодовый), речевой и прагматический аспекты. Однако в настоящее время трендом является бо́льшая детализация: дифференциация лингвистического, социолингвистического, социокультурного, социального, стратегического и дискурсивного аспектов (Common European Framework of Reference. 2001).
Коммуникативная компетенция зависит от многих факторов, контекстных (внешних, объективных) и личностных (внутренних, субъективных). Среди основных факторов, влияющих на реализацию коммуникативной компетенции, можно выделить следующие:
мотивированность (наличие личностного смысла, личностной значимости) к коммуникативной деятельности (Леонтьев. 1969);
восприятие социальной структуры общества (с присущей ему системой социальных феноменов);
функционально-речевую обусловленность речевого поступка (как контекстуально обусловленного коммуникативного решения, принятого индивидом) и речевой деятельности в целом;
целенаправленность (наличие коммуникативной стратеги и тактики, ориентированность на достижение цели коммуникации) (Пассов. 1999);
личностные характеристики участников коммуникации [включая речемыслительные способности, способности ориентироваться в коммуникативных и социальных контекстах; уровень гностических способностей; уровень эмпатии; экспрессивную способность (способность к самовыражению)];
коммуникативный опыт;
уровень самоидентификации, способность личности к (и потребность личности в) самоактуализации и самореализации;
владение коммуникативным инструментарием, в том числе типами каналов связи, коммуникативными кодами (например, языком), а также правилами кодирования и декодирования информации и прочее.
Реализация концепта «коммуникативная компетенция» в обучении языкам
Педагогическая реализация концепта коммуникативной компетенции рассматривается в рамках коммуникативно-деятельностного (личностно-деятельностного) подхода (Леонтьев. 1999; Зимняя. 2001): система обучения предполагает максимальный учёт индивидуально-психологических, возрастных и социальных особенностей личностей обучающихся и обучающего, решение конкретных личностно значимых задач; при этом объектом освоения (развития) становится речевая деятельность (виды: слушание, говорение, чтение, письмо, перевод/интерпретационная речевая деятельность); ключевой фактор – поддержание мотивированности участников образовательного процесса к коммуникации. При этом коммуникативную компетенцию рассматривают в качестве обязательного компонента управленческой компетентности (организаторской, педагогической и др.)
Коммуникативная лингвистика
Ещё одно воплощение коммуникативной компетенции – коммуникативная лингвистика [в том числе коммуникативная грамматика (Halliday. 1994)]: изучение артефактов языка и речи в контексте коммуникативной реализации (характеристики коммуникативных актов) на основе реализации принципа функциональности/прагматизации.
В этом контексте проблематика реализации коммуникативной компетенции взаимосвязана с вопросом о целях коммуникации, проецируемых на её функции:
референционную (референтивную, денотативную, когнитивную) – способность к передаче явно представляемой информации с использованием языковых элементов в их прямом значении;
фатическую – способность к обеспечению направленности на установление и поддержание контакта, обеспечение взаимодействия между субъектами процесса коммуникации;
конативную – способность к оказанию воздействия на адресата (реципиента), стремление вызвать у него определенное состояние;
эмотивную (аффективную) – умение автора текста сконцентрироваться на сообщении о себе (своей воле, своих характеристиках и прочем);
поэтическую – способность к речевому творчеству, обеспечению метафоричности, художественности;
металингвистическую (метаязыковую) – умение использовать языковые средства для регуляции и описания собственного высказывания, в том числе характеристики языковых явлений (Jackobson. 1960).
При этом основополагающей идеей является то, что субъект способен использовать один и тот же текст для реализации разных коммуникативных намерений в том или ином контексте (т. е. при использовании текста в разных коммуникативных функциях).
Оценка коммуникативной компетенции
Проблематика эффективной реализации коммуникации поднималась ещё в Античности (Цицерон. 2019) и за последние 2 тыс. лет получила значительное концептуальное развитие. По Н. Хомскому (Хомский. 1972), компетентный пользователь языка должен образовывать и понимать неограниченное число предложений (посредством языковых моделей) и вырабатывать суждение о полученном тексте (усматривать формальное сходство или различие между значениями двух текстов). В 21 в. предпринимаются попытки дифференциации уровней коммуникативной компетенции – преимущественно применительно к владению языком и по критерию эффективности и эффектности (эстетичности) коммуникации (Common European Framework of Reference. 2001).