Право гуманитарной инициативы
Пра́во гуманита́рной инициати́вы, предоставленное международным гуманитарным правом (МГП) право гуманитарных организаций, таких как Международный комитет Красного Креста (МККК) и национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца, предлагать свои услуги на благо жертв вооружённого конфликта.
Право предлагать услуги может также осуществляться любой нейтральной гуманитарной или неправительственной организацией, способной реагировать на гуманитарные потребности, возникающие в ситуациях вооружённого конфликта. Однако закреплённое в нормах международных договоров право инициативы, предоставленное МККК, имеет более широкую основу, позволяя комитету делать любые предложения, которые он сочтёт отвечающими интересам жертв конфликта.
В дополнение к гуманитарным функциям, возложенным на МККК, по защите и помощи жертвам конфликта, Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол I (1977) также предоставляют организации правовую основу, позволяющую «осуществлять любую другую гуманитарную деятельность в пользу таких жертв с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте» [ст. 81(1) Дополнительного протокола I]. Статья 3, общая для всех Женевских конвенций 1949 г., предусматривает, что в немеждународных вооружённых конфликтах «беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный Комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте». Это означает, что Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним оставляют за МККК право решать, какие гуманитарные действия он считает наиболее целесообразными в конкретной ситуации. В то время как государства-участники Женевских конвенций не обязываются принимать какие-либо предложения услуг, сделанные МККК по собственной инициативе, они не могут их расценивать как незаконное вмешательство и должны, по крайней мере, добросовестно рассматривать их. Во время вооружённых конфликтов, как современных, так и прошлых, признанное право МККК на гуманитарную инициативу всегда было фундаментальным правом на его оперативные действия и работы по подтверждению и укреплению МГП.
Устав Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца также предусматривает, что МККК «может выступать с любой гуманитарной инициативой, которая соответствует его роли исключительно нейтрального и независимого учреждения и посредника, а также может рассматривать любой вопрос, требующий рассмотрения такой организацией» [ст. 5(3)]. Право гуманитарной инициативы МККК распространяется не только на ситуации вооружённого конфликта, но и на внутренние беспорядки и ситуации напряжённости внутри страны, а также на любые другие ситуации, требующие гуманитарных действий. Даже когда МГП не применяется, МККК может предлагать свои услуги правительствам, не вмешиваясь во внутренние дела заинтересованного государства.
В связи с предоставлением МККК права гуманитарной инициативы организации предоставлен статус наблюдателя в Организации Объединённых Наций, где МККК может высказывать мнение по различным гуманитарным проблемам и принимать участие в различных экспертных процессах по их решению. Другие организации также активно работают в сфере внесудебного правоприменения, но придерживаются иного подхода. Например, Amnesty International, Human Rights Watch и Human Rights First сосредотачиваются на обеспечении соблюдения МГП и прав человека, осуждая нарушения. Всё чаще отчёты, подготовленные этими правозащитными организациями, также затрагивают вопросы МГП и, воздействуя на общественное мнение, могут существенно влиять на его реализацию и обеспечение соблюдения таким образом, что это дополняет строго конфиденциальный подход МККК.
На основе права инициативы, закреплённого в Женевских конвенциях 1949 г., МККК значительно расширил сферу своей деятельности с 1949 г. Масштабы этого расширения были таковы, что МККК часто выполняет бо́льшую часть своих обязанностей из числа тех, которые обычно возлагают на державы-покровительницы. Однако концепция назначения держав-покровительниц и возможность для МККК или другой гуманитарной организации действовать вместо державы-покровительницы по-прежнему существует автономно от права беспристрастных гуманитарных организаций, таких как МККК, предлагать свои услуги в соответствии с правом гуманитарной инициативы. Таким образом, МККК сохраняет за собой право гуманитарной инициативы независимо от того, были ли и когда официально назначены державы-покровители или их субституты в том или ином международном конфликте.
Но существуют определённые пределы права инициативы, как сказано в ст. 8 Женевских конвенций I-III и в ст. 9 конвенции IV: «Представители или делегаты держав-покровительниц ни в коем случае не должны выходить за рамки своей миссии, которая определена настоящей Конвенцией».
Кроме того, право на гуманитарную инициативу также не следует путать с т. н. правом на гуманитарное вмешательство или с обязанностью защищать (R2P), которые представляют собой два разных понятия, вызвавших много споров. Например, разрешает ли международное право такие меры, как угроза применения силы или её применение, если того требуют гуманитарные соображения – эти вопросы регулируются международным правом в целом и правом применения силы (jus ad bellum) в частности.