Питьянтьятьяра
Питьянтьятья́ра (pitjantjatjara, pitjandjara, питьянтьяра, питжантжатжара, самоназвание – анангу), этнокультурная общность аборигенов Австралии. До колонизации вели высокомобильный образ жизни и занимали обширные пространства в пустынных районах Центральной Австралии, южнее Улуру, на северо-западе штата Южная Австралия, а также частично в приграничных районах штата Западная Австралия и Северной территории. В настоящее время живут в основном оседло в ряде стационарных поселений, пользуются государственными пособиями, занимаются наёмным трудом, сочетая и то, и другое с элементами традиционной присваивающей экономики. Говорят на языке питьянтьятьяра пама-ньюнгской языковой семьи, родственном языкам яггундьяра (иногда называют «южные питьянтьятьяра») и нгааньятьярра, а также на английском и английском языке австралийских аборигенов. Численность носителей языка более 3,1 тыс. человек (2016; перепись), преимущественно пожилые люди, хотя с начала 21 в. количество молодёжи, говорящей на родном языке, увеличивается. Сочетают традиционные верования с христианством, преимущественно пресвитерианством.
Традиционные хозяйственные занятия – охота и собирательство, сопряжённые со сложными техниками жизнеобеспечения в пустынях и полупустынях и регулярным культурным выжиганием растительности, способствовавшим оптимальному воспроизводству флоры и фауны. Орудия, утварь и оружие преимущественно изготовлялись из камня, дерева и растительных волокон (мужские – копья различных видов с каменными и деревянными наконечниками, копьеметалки, бумеранги, дубинки, мечи и др.; женские – палки-копалки, куламоны – ёмкости для жидкостей и одновременно детские колыбельки, плетёные сумки и корзины, зернотёрки и др.). Ввиду редкости осадков в пустынях и полупустынях значительную часть времени питьянтьятьяра спали под открытым небом у костра (отдельный для каждого), при необходимости сооружали лёгкие конические хижины из растительных материалов – уильтья. Мобильный образ жизни диктовал продуманную аскетичность быта, портативный и энергетически экономичный состав материальной культуры. В то же время был весьма развит межгрупповой обмен различными изделиями и материалами, пути которого пересекали огромные пространства. Определённую роль в хозяйстве питьянтьятьяра играла полудикая собака – динго.
Как и представители всех других этнокультурных общностей коренных австралийцев, питьянтьятьяра делились на множество локальных групп (общин, бэндов) с весьма текучим, изменчивым составом. Низкая плотность населения, являвшая характерной чертой засушливых районов внутренней Австралии, обуславливала особую малочисленность локальных групп питьянтьятьяра и их крайнюю территориальную дисперсность.
Питьянтьятьяра называли себя анангу, что значит «люди». Само слово «питьянтьятьяра» не является этнонимом, оно обозначает всех, кто использует слово «пита» в значении «идущий». Таким образом, слово «питьянтьятьяра» относится к лингвистической общности, обладающей определённым культурным своеобразием, которое отчасти осознаётся людьми, хотя они не представляют собой ни социального, ни потестарного (или политического) единства – не было общих принципов определения принадлежности к данной общности, институтов власти, секулярного лидерства. Этнографические материалы, собиравшиеся у питьянтьятьяра (как и у прочих групп аборигенов Австралии), побудили австралийских антропологов 1960–1980 гг. отказаться от термина «племя» применительно к наиболее крупным традиционным общностям аборигенов и заменить его более нейтральными словосочетаниями «этнокультурные общности» или «лингвистические общности».
Стержнем социальной организации питьянтьятьяра была бифуркативная номенклатура родства, а также деление всего населения осваиваемых ими территорий на восемь поименованных подсекций и на несколько десятков преимущественно амбилинейных кровнородственных десцентных групп, ведших своё происхождение от мифических предков. Наряду с группами, основанными на кровном родстве и принципе десцента, у питьянтьятьяра имелись объединения религиозного назначения – тотемические группы, которые формировались по нескольким различным принципам, в том числе по принципу «места зачатия»: человек входил в ту тотемическую группу, вблизи святилищ которой его мать впервые ощутила себя беременной.
Разветвлённые отношения родства и свойства, сложные принципы определения брачных партнёров, гибкие принципы формирования кровнородственных и тотемических групп обуславливали высоко адаптивную систему землепользования, при которой каждый человек имел доступ к различным кормовым угодьям, что было особенно важно в условиях ограниченности природных ресурсов. Экономическая система питьянтьятьяра была тесно переплетена с организацией религиозной жизни, что обеспечивало регулярное взаимодействие людей на обширных пространствах. Важнейшую роль играли массовые религиозные церемонии, сопряжённые с общими мифологическими представлениями, сложными традициями изобразительного, драматического, песенного и музыкального искусства. Значительное развитие получили религиозное лидерство, воинские искусства, различные виды магии, индивидуальная специализация в сфере оккультизма.
Питьянтьятьяра контактировали с европейцами с начала 19 в. К 1920-м гг. они потеряли большую часть своей территории вследствие продвижения англо-австралийцев на север от побережья, традиционный образ жизни сохранялся лишь в отдельных районах до 2-й половины 20 в. В 1950–1960-е гг. на землях питьянтьятьяра в Маралинге Великобританией проводились испытания атомных бомб, в результате чего территория, пригодная для жизни, вновь значительно сократилась.
Как и у других коренных австралийцев, численность питьянтьятьяра катастрофически сокращалась до конца Второй мировой войны 1939–1945 гг., а затем стала постепенно возрастать. Они, как и все аборигены в целом, существенно пострадали от официальной правительственной политики «украденных поколений» (насильственное изъятие из семей детей, рождавшихся от союзов аборигенок с белыми мужчинами, и воспитание этих детей в особых интернатах), а также от политики, направленной на культурную и расовую ассимиляцию аборигенов, господствовавшей до середины 1960-х гг. Однако с конца 1950-х и в особенности в 1970–1980-е гг. питьянтьятьяра приняли участие в общественно-политических и почвеннических движениях «айдентити», а также «децентрализации», включавшими требования возвращения на традиционные земли к традиционному образу жизни (последнее постепенно исчезло к концу 20 в.), борьбу за сохранение культурного наследия, за получение юридических прав на традиционные земли и др. Многие устремления этих движений увенчались успехом.
В 1981 г. по Акту о земельных правах анангу, питьянтьятьяра и яггуньдьяра они получили в коллективную собственность более 100 тыс. км2 на северо-западе штата Южная Австралия. В 1984 г. по Акту о земельных правах Маралинга-тьярутья – ещё 80 тыс. км2 пустыни, включавших части территорий атомного полигона.
В настоящее время значительная часть питьянтьятьяра живёт в самоуправляющихся посёлках, где имеются начальные школы, магазины, библиотеки, доступны интернет, мобильная связь, современные коммуникативные и транспортные технологии. Имеются церковные приходы и иные религиозные организации, в том числе синкретического характера. Действуют всевозможные государственные и общественные программы по охране здоровья, улучшению питания и бытовых условий, просвещению жителей этих поселений.
Некоторые представители питьянтьятьяра получили среднее и высшее образование, стали общественными деятелями, художниками, певцами, актёрами, писателями и поэтами, спортсменами и др. Налажена деятельность ряда культурно-просветительских организаций. На языке питьянтьятьяра издаются книги, газеты и журналы, ведётся радио- и телевещание. В 2018 г. правительство штата Южная Австралия анонсировало проект, в рамках которого к 2029 г. планируется разработать программу школьного обучения на питьянтьятьяра.
Питьянтьятьяра исследовались Р. и К. Берндт, Н. Манн, К. Годдардом (язык).