Дэн Шижу
Дэн Шижу́ (邓石如, пиньинь Dèng Shírú; имена: Дэн Янь, 邓琰, пиньинь Dèng Yǎn; Шижу, 石如, пиньинь Shírú; Ваньбо, 顽伯, пиньинь Wánbó; прозвания: Ваньбай-шаньжэнь, 完白山人, пиньинь Wánbái shānrén; Гухуань-цзы, 古浣子, пиньинь Gǔhuànzǐ; Юцзи-даожэнь, 遊笈道人, пиньинь Yóují dàorén; Фэншуй-юйчжан, 凤水渔长, пиньинь Fèngshuǐ yúzhǎng; Луншань-цяочжан, 龙山樵长, пиньинь Lóngshān qiáozhǎng и др.) (1743, уезд Хуайнин, провинция Аньхой – 1805, там же), китайский каллиграф. Центральная фигура «направления изучения стел» (бэйсюэ-пай), резчик печатей и основатель направления Вань-пай (оно же Аньхой-пай или Дэн-пай) в резьбе печатей.
Наиболее достоверные и обширные сведения о жизни мастера содержатся в трактате его ученика и биографа Бао Шичэня (1775–1855) «Пара вёсел ладьи искусств» (И чжоу шуан цзи). Его отец, Дэн Ичжи, был рядовым профессиональным каллиграфом и живописцем, также писал стихи, но более всего любил заниматься резьбой печатей и сумел привить эту любовь сыну. Дэн Шижу был старшим из пятерых детей, и ему пришлось с девяти лет помогать отцу. С 17 лет и всю жизнь он зарабатывал изготовлением печатей, продажей своих произведений и уроками каллиграфии. Тяжёлое финансовое положение семьи не позволило ему получить классическое образование, но благодаря своему таланту и трудолюбию он добился высшего уровня каллиграфического мастерства.
На протяжении многих лет Дэн Шижу странствовал по восточной и юго-восточной части Китая в поисках стел и наскальной каллиграфии. «Каллиграфическое паломничество» практиковалось интеллектуалами издавна, но масштаб странствий Дэн Шижу был беспрецедентным и поражал современников. Одержимый новыми открытиями, каллиграф нередко с риском для жизни разыскивал труднодоступные древние памятники. Им были скопированы сотни памятников 1–6 вв., что сделало его наиболее авторитетным знатоком раннего этапа истории китайской каллиграфии. Дэн Шижу не применял копирование через «обводку» (мяо), называемое «черта к черте» (и хуа и хуа), но работал методом «кисть за кистью один в один» (и би и би). Различие состояло в том, что в первом случае копиист через кальку воспроизводил форму иероглифа, тогда как во втором повторялись движения кисти, которыми была создана надпись.
Выдающийся профессионализм открывал перед незнатным и постоянно стеснённым в средствах мастером двери наиболее респектабельных домов и предоставлял доступ к знаменитым коллекциям того времени.
Дэн Шижу сосредоточился на изучении двух почерков – чжуаньшу и лишу. Оба изначально были основными видами письма: чжуаньшу с 8 в. до н. э., лишу с 3 в. до н. э. К 6 в. устав кайшу сменил их как основной почерк для составления государственной документации, и с этого времени они использовались преимущественно в резьбе печатей. Предшественниками Дэн Шижу по возвращению древних почерков в формат каллиграфических свитков считаются Ли Янбин (722?–785?) и Мэн Ин (10 в.). В 18 в. интерес к этим видам письма начали возрождать такие интеллектуалы, как Ван Шу, Цянь Дянь (1741–1806), Хун Лянцзи (1746–1809) и Сунь Синъянь (1753–1818). Но именно Дэн Шижу оказался тем, кто прервал историческую паузу в развитии этих почерков, длившуюся с 10 по 17 вв. В его творчестве чжуаньшу и лишу обрели возрождение, сопоставимое с шедеврами древних мастеров. Китайские специалисты называют 50 памятников почерка чжуаньшу 1-го тыс. до н. э., сыгравших наиболее заметную роль в формировании зрелого стиля мастера. Дэн Шижу разработал «тройной синтез», т. е. объединил достижения каллиграфов эпох Хань, Южных и Северных династий и Тан. Тем самым мастер создал органичный и при этом индивидуальный сплав разных древних вариантов почерка чжуаньшу, обогатив его техникой письма лишу. Дэн Шижу писал приёмом «железо в куче ваты» (мянь-ли те), когда точно сцентрированный кончик кисти везде и всюду спрятан, но так, чтобы его невидимое присутствие ощущалось в пластике черт. Центр композиции большинства иероглифов в почерке чжуаньшу поднят в верхнюю часть прямоугольного формата знака. При этом в одной части знака черты расположены густо, в то время как другая разрежена. Дэн Шижу создал необыкновенное разнообразие вариантов динамического баланса между густым и разреженным сочетанием черт. Каллиграф говорил, что расположение черт должно быть столь просторным, «чтобы прошла и лошадь, столь плотным, чтобы не проник и ветер» (шу чу кэи цзоу ма, ми чу бу ши тун фэ). От каждой его черты в чжуаньшу исходит впечатление лёгкости и силы, изящества и энергетической наполненности.
Вторым по значимости почерком в творчестве Дэн Шижу является ранняя версия почерка лишу – почерк бафэнь, который он изучал по стелам первых веков нашей эры. Дэн Шижу первым среди цинских каллиграфов, писавших мягкими овечьими кистями, сумел передать величавую выразительность черт древних каллиграфов, работавших кистями с более жёсткой щетиной. Его технику работы кистью характеризуют как «грация твёрдого и крепкого» (ган цзянь эно). Дэн Шижу раскрыл преемственность пластики бафэнь от чжуаньшу, что сказалось в первую очередь в округлении характерной для лишу прямоугольности. За счёт этого приёма протоустав приобретал более архаичный облик. С этой же целью каллиграф отказался от обязательных для бафэнь резких перепадов в толщине черт, которые по своей равномерности напоминают почерк чжуаньшу. Дэн Шижу до предела сближал соседние горизонтальные черты, благодаря чему пластика иероглифов стала подобной туго сжатой пружине. При этом мастер не имитировал эрозию камня древних стел, что станет популярным среди его последователей в 19 в. Контуры его черт и на свитках, и в печатях – ровные и правильной формы.
Дэн Шижу смог вместить в своём творчестве исходный опыт каллиграфической традиции. Благодаря этому он достиг высшего уровня мастерства, определяемого как «выйти [на уровень] божественного, войти [в поток] метаморфоз» (чу шэнь жу хуа). Ему удалось «меняя древнее, выявить новое» (хуа гу чу синь) (Шэнь Иньмо. 1981. С. 214). Дэн Шижу, поднявшись над формализмом ортодоксов, совершил актуальное для китайского искусства в целом переоткрытие базовых архетипов и принципов национального пластического мышления и сообщил традиции новый плодотворный импульс для последующего развития. Дэн Шижу принадлежат ставшие легендарными слова: «Каллиграфия подобна рекам и морям – их все не проплывёшь, но ведь и от того, что видишь, испытываешь восхищение» (Му Сяо-тянь. Дэн Ши-жу шуфа пинчжуань (Критическое жизнеописание каллиграфа Дэн Ши-жу). – Чжунго шуфа цюаньшу (Антология памятников китайской каллиграфии) : В 100 т. / Под ред. Лю Чжэн-чэна. 中國書法全集. 清代編. 鄧石如卷 (附鄧傳密) / 主編劉正成 ; 本卷主編穆孝天. – Пекин: Жунбаочжай чубаньшэ, 1995. – Т. 67. С. 10).
Наследие Дэн Шижу включает свыше 70 произведений: это альбомы, горизонтальные и вертикальные свитки, парные надписи, ширмы и печати. Кроме того, значительное число памятников хранится в частных собраниях и потому не подлежит учёту и публикации. По количеству издаваемых в КНР каллиграфических словарей, созданных на основе произведений Дэн Шижу, с ним сравнимы только Ван Сичжи и Чжао Мэнфу.
Среди знаменитых работ Дэн Шижу: «Посреди десяти тысяч тенистых лазоревых склонов» (почерк чжуаньшу, Шанхайский музей), «Живя в горах, встаю рано» (почерк цаошу, Национальный музей, Токио), «Альбом четырёх почерков, созданный в дар Кэнь Юаню» (1799, почерки чжуаньшу, лишу, кайшу, цаошу, 96 листов; частное собрание).
Дэн Шижу ставил на свои произведения, помимо именной, две девизные печати, на которых он вырезал две творческие максимы поэта Су Ши: «Работаю по собственным правилам» (юн во фа) и «В основе замысла моей каллиграфии нет правил» (во шу и цзао бэнь у фа).
Дэн Шижу не стремился основать собственное направление, но оно всё же сформировалось. Список последователей мастера насчитывает тридцать имён, среди которых Бао Шичэнь (1775–1855), Гу Фучу (1800–1893), Мо Ючжи (1811–1871), Сюй Саньгэн (1826–1890), Чжао Чжицянь (1829–1884), У Дачэн, Кан Ювэй, У Чаншо и другие видные каллиграфы 19–20 вв.
Старший сын Дэн Шижу, Дэн Чуаньми (1795–1870), стал известным каллиграфом и следовал стилю отца. Сохранился дом семейства Дэн в уезде Хуайнин провинции Аньхой (ныне музей).