Пьесы Б. Шоу на сцене, кино- и телеэкране
Пьесы Б. Шоу на сцене, кино- и телеэкране. Б. Шоу, один из основоположников европейской «новой драмы», считается мастером парадокса, диалога и афоризма. Его интеллектуальная драма существенно обновила английскую драматургию высоким идейным содержанием, острой актуальностью и социально-политической направленностью. Многие пьесы и ныне пользуются большим успехом на сцене театров мира.
Пьесы Шоу ставились в СССР с 1920-х гг.: «Цезарь и Клеопатра» (Ленинградский театр драмы, 1923), «Пигмалион» (Ленинградский театр драмы, 1925), «Ученик дьявола» (Театр-студия под руководством Юрия Завадского в Москве, 1933), «Профессия миссис Уоррен» (Центральный театр Советской Армии, 1956, режиссёр Б. А. Львов-Анохин); фильмы-спектакли «Пигмалион» (Малый театр, 1943, режиссёр К. А. Зубов; в 1957 создана телеверсия постановки, режиссёр С. П. Алексеев), «Миллионерша» (Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, 1974, режиссёр А. И. Ремизова), «Дома вдовца» (1978, режиссёры Л. П. Галлис и Г. М. Соколова). Наиболее значимые постановки пьес Шоу в России: «Пигмалион» (Московский театр «Современник», 1994, режиссёр Г. Б. Волчек), «Дом, где разбиваются сердца» (Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко», 2005, режиссёр Е. Б. Каменькович).
Пьесы легли в основу множества экранизаций: «Пигмалион» (Великобритания, 1938, режиссёры Э. Асквит и Л. Говард), «Майор Барбара» (Великобритания, 1941, режиссёр Г. Паскаль), «Цезарь и Клеопатра» (Великобритания, 1945, режиссёр Г. Паскаль), «Святая Иоанна» (США, Великобритания, 1957, режиссёр О. Премингер), «Ученик дьявола» (Великобритания, США, 1959, режиссёры Г. Хамилтон и А. Маккендрик), «Миллионерша» (Великобритания, 1960, режиссёр Э. Асквит), «Профессия миссис Уоррен» (ФРГ, 1960, режиссёр А. Ратоньи), фильм-спектакль «Дом, где разбиваются сердца» (СССР, 1975, режиссёры В. Н. Плучек и В. А. Храмов), фильм-спектакль «Цезарь и Клеопатра» (СССР, 1979, режиссёр А. А. Белинский), «Оружие и человек» (Великобритания, 1988, режиссёр Дж. С. Джонс), «Человек и сверхчеловек» (Великобритания, 2015, режиссёр С. Годвин) и др.
По пьесе «Пигмалион» созданы мюзикл «Моя прекрасная леди» (1956) Ф. Лоу и фильм «Моя прекрасная леди» (США, 1964, режиссёр Дж. Кьюкор); по пьесе «Оружие и человек» – оперетта «Шоколадный солдатик» О. Штрауса (1908).
Переписка Б. Шоу и британской актрисы С. П. Кэмпбелл (1865–1940) легла в основу пьесы американского драматурга и актёра Дж. Килти (1922–2012) «Милый лжец» («Dear Liar», 1960), которая была поставлена в 1962 г. (в ролях А. И. Степанова и А. П. Кторов, Московский Художественный академический театр, постановка И. М. Раевского, он же выпустил телевизионную версию в 1966; А. В. Эфрос поставил телеспектакль в 1976) и в 1994 г. (в ролях Ю. К. Борисова и В. С. Лановой, Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, режиссёр А. Я. Шапиро; телеверсия 2001).