Лар Питер ван
Лар Пи́тер ван, Питер Якобс ван Лар [Pieter Jacobsz. van Laer (Laar); Питер Боддинг (Боддинк) ван Лар, Pieter Bodding (Boddink) van Laer] (крещён 14.12.1599, Харлем – 30.6.1642, там же), голландский живописец.
Возможно, учился у Э. ван де Велде в Харлеме. Около 1625 г. вместе с братом, живописцем Руландом ван Ларом (? – около 1635, Генуя) отправился через Францию в Рим, где жил до 1637 или 1639 г.; был знаком с И. фон Зандрартом и К. Лорреном. Являлся ведущей фигурой в сообществе голландских и фламандских художников, живших тогда в Риме («Схилдерсбент»). Из-за своего уродливого сложения (автопортреты Лара – в галерее Паллавичини, Рим, и в галерее Уффици, Флоренция) получил прозвище Бамбоччо («малыш-пузан»), которое легло в основу названия созданного им нового жанрового направления в искусстве – бамбоччанти. Небольшие по формату уличные и бытовые сценки (большей частью не датированы) с простолюдинами и всякого рода подозрительными личностями, одетыми в лохмотья («Нападение разбойников», Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Всадники на постоялом дворе», галерея Спада, Рим; «Пастухи и прачки», Рейксмюсеум, Амстердам, и др.), принесли Лару большую известность; сложившийся вокруг него круг художников (преимущественно из стран Северной Европы) разрабатывал сходную тематику. Лар использовал приглушённые цвета, а также некоторые приёмы караваджизма. Лишь недавно была оценена роль Лара как пейзажиста («Отъезд из таверны», Лувр, Париж; «Кузницы в римских руинах», около 1635, Государственный художественный музей, Шверин). Эти его работы, а также «пасторали» и охотничьи сцены оказали значительное влияние на голландских мастеров вплоть до 19 в.