«Observer» (видеоигра)
«Observer», видеоигра в жанре хоррор, разработанная польской студией Bloober Team и изданная американской компанией Aspyr в 2017 г. Игра выпускалась на консолях PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch, PlayStation 5, Xbox Series X/S и персональных компьютерах. Игра содержит элементы детектива, её действие разворачивается на территории государства будущего. Основное внимание уделяется психологическому ужасу от цифровизированного мира (Basaj. 2017).
История создания и особенности
«Observer» стала вторым из самых узнаваемых проектов студии-разработчика. После успеха психологического хоррора «Layers of Fear» (2016) команда Bloober Team приступила к работе над игрой в эстетике киберпанка. Разработка велась на базе игрового движка Unreal Engine 4. В основу проекта легла концепция антиутопического общества будущего, а игровое окружение содержало многочисленные отсылки к культуре и архитектуре 20 в. Впервые «Observer» была продемонстрирована широкой публике на фестивале E3 2016 г. (Donnelly. 2016).
Графика проекта отличалась фотореалистичностью и глубокой проработкой деталей. Сюжет игры разворачивается в основном в тёмных и тесных пространствах, вызывающих у игроков ощущение клаустрофобии и изолированности в мире высоких технологий. Освещение почти всегда тусклое или близкое к полной темноте. В дополнение к замкнутым пространствам по ходу геймплея периодически происходят резкие изменения или искажения изображения и внезапно возникают помехи (глитчи). Они выступают как элементом повествования, так и способом напугать игроков, создавая атмосферу «скрытого ужаса» (англ. hidden horror). Такой тип хоррора пугает зрителя не прямой угрозой, исходящей от монстров или опасных ситуаций, а постоянным нагнетанием безысходности и постепенным сгущением враждебной среды (Fischer. 2017).
Создателем саундтрека выступил польский композитор и аудиорежиссёр А. Рейковский. Музыка «Observer» отличается наличием постоянных искажений и помех, которые сопровождают столь же нестабильный видеоряд игры. При озвучании роль главного героя исполнил нидерландский актёр Р. Хауэр, известный по фильмам «Бегущий по лезвию» («Blade Runner», 1982, режиссёр Р. Скотт), «Побег из Собибора» («Escape from Sobibor», 1987, режиссёр Дж. Голд) и др. (Porreca. 2017).
Сюжет
Действие игры разворачивается в польском г. Краков в 2084 г. Основным событиям предшествует эпидемия смертельного вируса и война, которые стали причиной установления тоталитарной республики и её порабощения корпорацией «Хирон». Мир наполнен технологиями: роботы, чипы и импланты стали неотъемлемой частью повседневной жизни, как и цифровой вирус-нанофаг, способный вывести их из строя и выступающий основной угрозой для жителей мегаполисов. Для контроля над населением в новом государстве создано специальное полицейское подразделение «Наблюдателей» (англ. Observers), способных подключаться к сознанию других людей для расследования преступлений. Одним из «Наблюдателей» является протагонист Даниэль Лазарски. Игра начинается со сцены в его машине. В ходе видеопереговоров с героем сотрудница управления «Наблюдателей» проверяет состояние Даниэля и уточняет информацию относительно «синхрозина», средства, помогающего бороться с десинхронизацией – болезнью расплывчатости восприятия и изображения, свойственной «Наблюдателям». Однако защищённый звонок внезапно оказывается перехвачен сыном Даниэля, Адамом, произносящим путаные и бессмысленные фразы. После непродолжительного диалога связь резко обрывается и детектив решает отследить место, откуда поступило сообщение, чтобы найти своего сына.
Даниэль приезжает в дом в районе класса С – трущоб, населённых представителями низших слоёв общества. Поднявшись в квартиру, из которой исходил сигнал, главный герой обнаруживает обезглавленное тело без документов, а двери жилого помещения блокируются, вынуждая детектива искать пути отхода с места преступления. Исследовав помещение, Даниэль находит способ открыть дверь и выйти в коридоры здания, но оказывается, что оно полностью перекрыто. Вскоре выясняется, что эти меры были приняты в связи с подозрением жильцов жилого комплекса на наличие вируса-нанофага, который чрезвычайно заразен и опасен для всех носителей имплантов. В ходе дальнейшего расследования Даниэль выясняет, что потенциально заражёнными могут быть Ханна Надер из 106-й квартиры и Хелена Новак из 104-й. Первая женщина оказывается не самой дружелюбной квартиранткой, но из диалога становится ясно, что она невиновна в произошедшем. Детектив направляется в квартиру Хелены Новак, однако находит лишь её истекающего кровью сожителя и подключается к его сознанию, чтобы восстановить хронологию событий, приведшую к появлению новой жертвы. Оказывается, что к происходящему причастно ужасное механизированное существо, перемещающееся по комплексу и убивающее жителей одного за другим. Так, играя за Даниэля, пользователям предстоит продолжить расследование загадочной цепочки преступлений и выяснить, как сын главного героя и звонок от него связаны с событиями, разворачивающимися в закрытом жилом комплексе неблагополучного района.
Игровой процесс
Геймплей «Observer» в основном состоит из перемещения по локациям, сбора сведений о совершённых преступлениях и наблюдения. Пользователям также предлагается множество разветвляющихся диалогов с неигровыми персонажами, необходимых как для развития сюжета, так и для получения дополнительной информации об игровом мире.
Продвигаясь по сюжету, игроки обследуют места преступлений с использованием дополнительных режимов. У главного героя есть специальное зрение в виде сканеров – биологического и электромагнитного. Первый позволяет обследовать людей на наличие ран, проверять их состояние здоровья, а также обнаруживать следы крови и иных жидкостей на поверхностях. Электромагнитное зрение даёт возможность изучать электроприборы, чипы, импланты и просматривать воспоминания людей. Помимо сканирования окружения, по ходу расследования пользователям необходимо решать простые головоломки. В некоторые игровые моменты, обычно связанные с проникновением в чужое сознание, появляется монстр, от которого нужно скрываться, т. к. у протагониста нет средств, чтобы дать отпор опасному противнику.
В 2020 г. игра перевыпущена в виде новой улучшенной версии под названием «Observer: System Redux». В новой версии не только была переработана графика, выведенная на новый уровень, но и появилась дополнительная сюжетная глава (Behan. 2020).