Обрезание в Древнем Египте и Леванте
Обреза́ние в Дре́внем Еги́пте и Лева́нте, ритуальная практика древних египтян и левантийских народов.
Согласно древнегреческому историку Геродоту, обряд обрезания распространялся из Африки в Азию, на восток и на север, вдоль средиземноморского побережья вплоть до финикийских городов (Геродот. История. II. 104).
Современный исследователь Дж. Сассон, указывая на статуэтки обрезанных мужчин, найденных в Телль-Джудайда (более древние, чем древнеегипетские источники), утверждает, что практика обрезания впервые появилась у западных семитов и распространялась на юг, пока в конце концов не была воспринята египтянами (Sasson. 1966. P. 473–476). Однако из-за слишком узкой базы известных на сегодняшний день источников установить приоритет того или иного региона в появлении практики обрезания довольно трудно. Более того, различия в форме самой операции могут свидетельствовать о параллельном возникновении и существовании двух традиций обрезания – в Древнем Египте и Леванте. В Египте доминировала форма инцизии (продольное разрезание верхней части крайней плоти), в Леванте – циркумцизии (круговое разрезание).
Древний Египет
Больше всего источников относится к Древнему Египту. В промежутке от ранней древности до римского периода мы располагаем почти всеми видами источников, кроме оборудования для обрезания. Египтолог И. Ф. Квак представил отчёт по обследованию мумий на предмет обрезания, среди которых было выявлено около 60 с необходимыми признаками (Quack. 2012. S. 562–568). Не все мужские мумии, гениталии которых были изучены, имели такие признаки. Отчасти это объясняется полученными из текстов сведениями о том, что обрезание проводилось, как правило, по достижении половой зрелости, – в случае мумий с отсутствием признаков обрезания возраст людей на момент смерти был меньше возраста половозрелости (Quack. 2012. S. 584–585, 598, 600–601, 628). Изучение материалов додинастического периода из некрополя в Наг-эд-Дейр (Тинис) позволяет сделать вывод, что обрезание практиковалось уже в начале 4-го тыс. до н. э. (Quack. 2012. S. 562).
По совокупности данных нет оснований утверждать, что практика обрезания в Египте распространялась лишь на сословие жрецов. По-видимому, это был повсеместный обычай, которого придерживались во всех группах населения (Quack. 2012. S. 603–604). Некоторые статуи мужчин эпохи Древнего царства почти однозначно показывают, что речь шла об обрезании типа инцизии, который приводит к V-образному проёму в крайней плоти (см. Jonckheere. 1951. P. 226, Fig. 3; P. 227, Fig. 4; Quack. 2012. S. 580, 628). Изредка в Египте встречается и другая форма обрезания – субинцизия (надрезание), более сложная операция (Quack. 2012. S. 563).
На вопросы о причинах и целях обрезания в египетской культуре вряд ли можно найти какой-то определённый ответ. Важным мотивом могла быть ритуальная чистота. На это указывает римская практика: запрет обрезания императором Адрианом предусматривал исключение для жрецов, возможно, обусловленное наложенным на них требованием особенной чистоты из-за близости к святилищу (Quack. 2012. S. 597 и цитируемая им литература). Это согласуется со свидетельством Геродота: «Половые части они (египтяне) обрезают ради чистоты, предпочитая опрятность красоте. Каждые три дня жрецы сбривают волосы на своём теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов» (История. II. 37).
Важное свидетельство об обрезании в Древнем Египте – знаменитый барельеф из гробницы Анхмахора, визиря фараона Тети II (2347–2337 до н. э.). Среди немногочисленных документов, упоминающих обрезание, следует отметить надпись на погребальной стеле 23 или 22 в. до н. э. некоего Уха (или Вэха) и его жены Хентусен из Нага-эд-Дер в Верхнем Египте. На стеле описан групповой ритуал, в котором обрезанию подвергаются 120 мужчин.
Древний Левант
Свидетельств об обрезании в Леванте существенно меньше, чем в Египте. Мумий с признаками обрезания, изображений и надписей, в которых засвидетельствован процесс, в Леванте нет. На практику обрезания в этом регионе указывают главным образом косвенные литературные свидетельства, которые чаще всего датируются более поздним временем. Правда, на рубеже 20–21 вв. появились археологические артефакты, хотя и не бесспорные, но ценные для истории культуры этого региона.
Среди археологических источников важное значение имеют три бронзовые статуэтки, найденные при раскопках в Телль-Джудайде (курган в Турции, на равнине Амук, вблизи границы с Сирией). Три металлические скульптуры, изготовленные по технологии литья по выплавляемым формам (моделям) высотой 19–26 см, были найдены вместе с тремя женскими фигурками. Вне всякого сомнения, они изображают мужчин (Braidwood. 1960. P. 300–313). Открывший их археолог Р. Брейдвуд считает, что на всех трёх статуэтках присутствуют признаки обрезания. Это подтвердила экспертиза, по крайней мере для статуэток A и C (фотографии воспроизводятся в Ruwe. 2014. S. 96–98, Abbildung 1–3). Брейдвуд датировал фигурки примерно 3000 г. до н. э. Более точная экспертная оценка указывает, скорее, на 2-е тыс. до н. э. (Ruwe. 2014. P. 82). По своему изобразительному типу фигурки (все шесть) с большой вероятностью указывают на происхождение из северной Сирии.
Другое, столь же древнее, как статуэтки из Телль-Джудайды археологическое свидетельство об обрезании в Леванте – мелкая пластика из Телль Гезера (Израиль). Там найдена модель пениса из обожжённой глины (Dever. 1986. Plates 60–118). По мнению У. Дивера, на модели представлено обрезание того типа, который впоследствии стал традиционным в этом регионе. На основе стратиграфических данных эта мелкая пластика датируется примерно 12–11 вв. до н. э. Модель в равной степени может быть как израильского, так и ханаанейского или египетского происхождения.
Скульптурные изображения фаллосов из известняка (18 экземпляров), найденных в начале 1990-х гг. в недатируемом слое эллинистического города Мареши (курган к юго-западу от Иерусалима), указывают на обычай кругового обрезания (циркумцизии) (Stern. 2012. P. 59–64; Erlich. 2009. P. 18–20). Эта находка – ещё одно подтверждение верности интерпретации мелкой пластики из Гезера как модели фаллоса.
Назначение моделей фаллоса из Мареши и их этническая принадлежность остаются неясными. Археологи А. Эрлих и И. Штерн приписывают их идумеянам и относят к культу Диониса или Гермеса (Erlich. 2009. P. 19–20; Stern. 2012. P. 62).
Литературные источники, дающие информацию об обряде обрезания в этом регионе, также немногочисленны. Важный, но вторичный, источник о распространении практики обрезания в Леванте – масоретский текст Библии; в частности, – книга пророка Иеремии (Иер 9:24–25; текст датируется поздневавилонским или персидским временем – 6–7 вв. до н. э.). Здесь говорится, что обрезание наряду с Иудеей и Египтом практикуют и некоторые соседние народы, живущие восточнее Иордана – эдомитяне, аммонитяне, моавитяне, а также «все стригущие волосы на висках» (имеются в виду арабские народы).
Согласно вторичным литературным источникам, практика обрезания была общепринятой у финикийцев в 1-м тыс. до н. э. О ней говорит Геродот (История II 104). Косвенно об этом свидетельствует отрывок из книги пророка Иезекииля. «Ты умрёшь смертью необрезанных, от руки чужеземцев» (Иез 28:10а; перевод автора), – эта заключительная фраза пророчества адресована царю финикийского города Тира. Угрожать участью необрезанных – значит подразумевать, что обрезание – это общепринятая практика. Об обрезании у финикийцев говорится в «Птицах» греческого комедиографа Аристофана (5–6 вв. до н. э.): «Ку-ку, обрезанные, выходите на поле!» (Птицы. 505–507; перевод автора). В финикийской истории Филона Библского есть пространный пассаж об обрезании.
На основе вторичных и третичных источников можно также заключить, что обрезание практиковали по меньшей мере и доисламские арабы (ср.: Иер 9:24–25; Иосиф Флавий. Иудейские Древности I 10. 5; Послание Варнавы 9:6 и др.).
Остаётся, однако, неясным, насколько этот обычай был распространён в Леванте. К примеру, на севере Сирии, за исключением статуэток из Телль-Джудайды, другие свидетельства об обрезании отсутствуют. Слово «необрезанные» употреблялось в качестве прозвища филистимлян (см., например, 1 Цар 18:25; перевод автора). Согласно книге Бытия, необрезанными слыли и неизраильские жители среднепалестинского города Сихем (Быт 34).
По ряду важных вопросов (в каком возрасте совершается обрезание, публичная ли это акция или семейное событие, существовало ли женское обрезание и т. п.) и концептуальной подоплёке обряда также едва ли можно сказать что-то определённое (Ruwe. 2014. S. 86).