Обделка
Обде́лка подземного сооружения, постоянная конструкция, закрепляющая выработку подземного сооружения и образующая её внутреннюю поверхность. Обделка подземного сооружения воспринимает действующие нагрузки и защищает сооружение от проникания подземных вод. Применяют разнообразные обделки транспортных, пешеходных, гидротехнических и коммуникационных тоннелей и станций метрополитена, подземных машинных залов ГЭС и гидроаккумулирующих электростанций, паркингов, газо- и нефтехранилищ, многоярусных полифункциональных комплексов, сооружений оборонного характера и другие, различающиеся по материалу, форме и размерам поперечного сечения. Конструкции обделки выполняют из бетона, железобетона, чугуна, стали, композитных материалов, отвечающих требованиям прочности, долговечности и водонепроницаемости, а в ряде случаев – морозостойкости, огнестойкости, стойкости к химической и биологической агрессии.
Конструктивные формы обделки подземного сооружения определяются его назначением, способом строительства, инженерно-геологическими условиями, характером действующих нагрузок, размеры – требуемыми габаритами (для гидротехнических тоннелей – пропускной способностью) с необходимостью размещения за их пределами эксплуатационных устройств и оборудования (вентиляционные каналы, осветительные приборы, дренажные устройства и пр.), а также экономическими и экологическими соображениями. Тоннели, сооружаемые горным способом в некрепких слабоустойчивых грунтах, имеют массивные обделки сводчатого очертания из монолитного бетона или железобетона, которые состоят из свода переменной жёсткости, плавно переходящего в стены прямолинейного или криволинейного очертания, и опираются на грунт или обратный свод. В прочных скальных грунтах применяют тонкостенные обделки из набрызг-бетона (одно- или двухслойные) в виде пологого или подъёмистого свода, опирающегося на грунт, их усиливают при необходимости арматурными сетками, стальными арками или скальными анкерами. При строительстве тоннелей щитовым способом применяют сборные обделки с круговым поперечным сечением диаметром от 2 до 15 м, состоящие из отдельных колец шириной от 0,5 до 2 м из элементов сплошного (блоки) или ребристого (тюбинги) сечения массой до 20 т, соединяемых между собой болтами или сваркой выпусков арматуры с последующим омоноличиванием, приданием блокам особой формы и др. В неустойчивых водоносных грунтах возводят жёсткие обделки из чугунных тюбингов с перевязкой швов соседних колец, обладающие высокой несущей способностью, водонепроницаемостью и коррозионной стойкостью. С 1980–1990-х гг. взамен дорогостоящих чугунных широко используют обделки из высокопрочных (бетон класса В45 и выше) и водонепроницаемых крупных железобетонных блоков с наклонными болтовыми связями и упругими уплотнителями в стыках (рис. 1, б). Из таких блоков возводили, в частности, обделку диаметром ≈14 м Лефортовского и Серебряноборского автодорожных тоннелей в Москве. Также применяют инновационные композитные конструкции сталебетонных обделок из блоков в виде стальной оболочки толщиной 5–7 мм, к которой приварены радиальные и кольцевые рёбра жёсткости, образующие несущий каркас, заполняемый бетоном. Блоки соединяются между собой болтами. Такие обделки обладают высокими прочностными и деформационными свойствами, трещиностойкостью и водонепроницаемостью. В плотных и устойчивых грунтах используют гибкие обделки с шарнирными радиальными стыками (без перевязки швов соседних колец), а также обделки, обжатые в грунт гидравлическими домкратами, клиновыми блоками или специальными приспособлениями для лучшей совместной работы обделки с грунтовым массивом. Созданы принципиально новые конструкции гибких обделок из железобетонных блоков с податливыми стальными элементами, размещаемыми между радиальными торцами соседних блоков. Использование податливых элементов улучшает статическую работу обделки с учётом взаимодействия с окружающим грунтом. Обделку станций метрополитена, сооружаемых закрытым способом, выполняют 1-, 2- или 3-сводчатой конструкции пилонного или колонного типа. Обделку подземных сооружений, возводимых котлованным или траншейным способом, способом продавливания или опускных секций, выполняют чаще всего прямоугольного поперечного сечения из монолитного или сборно-монолитного железобетона. Для автодорожных, пешеходных и коммуникационных тоннелей, перегонных тоннелей и станций метрополитена обделку устраивают в виде 1-, 2- или многопролётных рамных систем, а для многоярусных подземных сооружений – в виде многоярусных рам. Обделка подземных сооружений, возводимых траншейным способом с применением технологии «стена в грунте», имеют в своём составе несущие стены толщиной 0,6–0,8 м и более (сплошного сечения либо из взаимно пересекающихся или касающихся буронабивных свай), заглублённые ниже лотковой плиты подземного сооружения. Находят применение композитные обделки прямоугольного очертания в виде так называемого сандвича, состоящего из стальных оболочек толщиной 8–12 мм, между которыми укладывают бетонную смесь. Для связи оболочек с бетоном предусмотрены стальные стержни диаметром 20–22 мм, привариваемые к стальным листам. При расположении подземного сооружения в водоносных грунтах устраивают гидроизоляцию обделки. Монолитные обделки сводчатого очертания могут иметь наружную или внутреннюю оклеечную плёночную или напыляемую изоляцию. Швы между элементами сборных обделок герметизируют чеканкой или с помощью упругих уплотнителей. Обделки прямоугольного очертания, возводимые котлованным способом, защищают от воды сплошной наружной оклеечной или плёночной изоляцией, а при траншейном способе боковые стены в случае необходимости покрывают внутренней гидроизоляцией. В некоторых случаях для защиты от воды подземных сооружений применяют металлоизоляцию с антикоррозионным покрытием.
Обделки подземных сооружений рассчитывают по несущей способности, деформативности и раскрытию трещин на стадиях эксплуатации и возведения на наиболее неблагоприятное сочетание постоянных (собственный вес, давление грунта, давление воды и др.) и временных (динамическое воздействие от транспортных средств, сейсмического воздействия, строительной нагрузки и др.) нагрузок. Толщины обделки назначают исходя из опыта проектирования в аналогичных условиях, а затем уточняют в процессе статических и прочностных расчётов. Сводчатые обделки рассчитывают как арочные конструкции в виде пологого или подъёмистого свода, опирающегося на грунт или обратный свод. Расчёт круговых обделок выполняют по схеме «кольцо в упругой среде» или «кольцо в податливой среде». Прямоугольные обделки рассчитывают как рамные системы на упругом основании. Для расчёта обделки используют аналитические методы теории сплошной среды, методы строительной механики или численные методы. В современной проектной практике применяют специализированные компьютерные программные комплексы для расчёта в упругой и упругопластической стадии бинарной системы «обделка – грунтовый массив» на основе метода конечных элементов с использованием плоских и пространственных математических моделей.
Возведение обделки из монолитного бетона или железобетона выполняют с использованием инвентарной передвижной опалубки, мощного бетонодоставочного и высокопроизводительного бетоноукладочного оборудования. Обделку из набрызг-бетона возводят слоями по 5–7 см безопалубочным способом с использованием специальных машин (в том числе роботизированных стреловых манипуляторов). Сборные обделки тоннелей и станций метрополитена, сооружаемых щитовым способом, монтируют специализированными блоко- и тюбингоукладчиками рычажного, дугового, кассетного или комбинированного действия. Сборные обделки подземных сооружений, возводимых открытыми способами, монтируют стреловыми или козловыми кранами, а секции подводных тоннелей опускают в проектное положение плавучими кранами.