Автодорожный тоннель
Автодоро́жный тонне́ль, тоннель по трассе автомобильных дорог для пропуска автотранспортных средств через высотные (горный тоннель) или водные (подводный тоннель) препятствия. Автодорожные тоннели располагаются в плане на прямых или криволинейных участках (с минимальным радиусом 250–300 м); могут иметь односкатный или двухскатный продольный профиль (с максимальным уклоном 40–60 ‰, минимальным – 3–5 ‰). Автодорожный тоннель сооружают для одностороннего или встречного движения в одном, а иногда в двух уровнях. Для пропуска односторонних транспортных потоков устраивают 2 параллельных автомобильных тоннеля. Ширина проезжей части наиболее распространённого двухполосного автомобильного тоннеля составляет 7–9 м, служебных проходов – 0,75–1 м, высота транспортной зоны – 4,8–5 м, пропускная способность – 1,5–3 тыс. автомобилей в час. Автомобильный тоннель оснащают автоматизированными системами искусственной вентиляции, освещения, водоотвода, безопасности движения, противопожарными устройствами и пр. По трассе протяжённых автомобильных тоннелей устраивают технологические шахтные стволы, вентиляционные и дренажные камеры, камеры для укрытия и разворота автомобилей и пр. С начала 20 в. в мире построены многочисленные автомобильные тоннели, среди которых наиболее протяжённые – Лердал (24,5 км) в Норвегии, Сен-Готард (16,9 км) в Швейцарии. В России эксплуатируются горные Рокский (Кавказ, 3,6 км) и Краснополянский (Кавказ, 2,5 км) тоннели, подводный Канонерский (Санкт-Петербург, 1 км) и другие городские тоннели.