Пешеходный тоннель
Пешехо́дный тонне́ль (подземный переход), тоннель, предназначенный для пропуска пешеходных потоков под транспортными магистралями, насыпями, дамбами, реками, каналами, взлётно-посадочными полосами и др. Сооружается чаще всего в городах. Пешеходный тоннель состоит из подземной (тоннельной) части и концевых (иногда и промежуточных) входов и выходов в виде лестниц, пандусов, эскалаторов или лифтов.
Для пересечения транспортных магистралей сооружают одиночные пешеходные тоннели линейного типа, на крупных перекрёстках и площадях устраивают сеть тоннелей в виде взаимно пересекающихся или разветвляющихся коридоров либо пешеходных тоннелей «зального» типа с центральным распределительным залом, где могут размещаться магазины, кафе, киоски и пр. Продольный профиль пешеходного тоннеля делается односкатным или двухскатным выпуклого или вогнутого очертания; продольный уклон составляет 4–40 ‰. Поперечное сечение, как правило, прямоугольное, но может быть сводчатым или круговым. Длина пешеходного тоннеля определяется шириной пересекаемого препятствия и составляет от 20 до 150 м и более; протяжённые пешеходные тоннели могут быть оснащены движущимися тротуарами (траволаторами). Ширина тоннелей в свету в зависимости от интенсивности пешеходных потоков составляет от 4 до 8 м и более, высота – от 2,3 до 3 м. Средняя пропускная способность пешеходного тоннеля шириной 1 м около 2000 чел./ч.
Пешеходные тоннели сооружают преимущественно открытым способом (реже способом продавливания) из монолитного железобетона или из сборных цельных секций массой до 15–20 т и защищают от воды наружной гидроизоляцией. В сложных инженерно-геологических условиях дополнительно применяют стабилизацию неустойчивых водонасыщенных грунтов (замораживание, химическое закрепление, струйная цементация и др.). Для обеспечения условий безопасной эксплуатации пешеходные тоннели оборудуют системами освещения, водоотвода, вентиляции (в тоннелях длиной более 100 м), обогрева ступеней лестничных маршей и др.