Объединённая авиастроительная корпорация
Объединённая авиастрои́тельная корпора́ция (Публичное акционерное общество «Объединённая авиастроительная корпорация», ПАО ОАК, ОАК), крупнейший самолётостроительный холдинг России, в который по состоянию на сентябрь 2023 г. входят 24 ключевые компании авиапромышленного комплекса страны.
Приоритетными направлениями деятельности ОАК определены разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники военного и гражданского назначения в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в области самолётостроения.
История создания и корпоративного строительства
ОАК создана 20 ноября 2006 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 140 «Об открытом акционерном обществе "Объединённая авиастроительная корпорация"» в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации, обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники.
При образовании ОАК основной задачей было заявлено сохранение кадрового, научного и производственного потенциалов, которыми обладали самолётостроительные предприятия РФ.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 224 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 140 "Об открытом акционерном обществе «Объединённая авиастроительная корпорация»"», в уставный капитал ОАК были внесены находящиеся в федеральной собственности акции следующих авиастроительных предприятий:
Авиационная холдинговая компания «Сухой» (100 % акций компании);
ОАО «Туполев» (90,8 %);
Межгосударственная авиастроительная компания «Ильюшин» (86 %);
Финансовая лизинговая компания (58 %);
Нижегородский авиастроительный завод (НАЗ) «Сокол» (38 %);
«Ильюшин Финанс Ко.» (38 %);
Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина (25,5 %);
Новосибирское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова (25,5 %);
Внешнеэкономическое объединение «Авиаэкспорт» (15 %).
С апреля 2015 г. корпорация получила новое наименование – Публичное акционерное общество (ПАО) ОАК.
Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 2018 г. № 596 федеральный пакет акций в размере 92,31 % от уставного капитала ОАК передан государственной корпорации «Ростех» в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Корпоративное строительство ОАК идёт по пути формирования дивизионов транспортной, стратегической, гражданской и военной авиации.
Центром дивизиона транспортной авиации ОАК определена компания «Ильюшин». В ноябре 2021 г. было завершено присоединение к ней Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО), авиастроительного предприятия «Авиастар-СП» (г. Ульяновск) и Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) имени В. М. Мясищева.
Компетенции в производстве стратегической авиации сосредоточены в компании «Туполев», включающей, помимо одноимённого конструкторского бюро в Москве, также Казанский авиационный завод (КАЗ) имени С. П. Горбунова; Жуковскую лётно-испытательную и доводочную базу; Ульяновское конструкторское бюро и Самарское конструкторское бюро.
Дивизион военной авиации сформирован на базе компаний «Сухой» и «МиГ». В ноябре 2021 г. объединение компаний «Сухой» и «МиГ» с ОАК было одобрено советом директоров ОАК, соответствующие записи внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Дивизион гражданской авиации сформирован на базе корпорации «Иркут», которая вошла в состав ОАК в ноябре 2006 г. В соответствии с решением совета директоров ОАК в 2020 г. в состав корпорации «Иркут» на правах филиалов включены компании «Гражданские самолёты Сухого» и «ОАК – Центр комплексирования». В июле 2023 г. корпорация «Иркут» была официально переименована в ПАО «Яковлев».
Централизация управления предприятиями самолётостроения является частью идущей корпоративной трансформации ОАК, в рамках которой проводится исключение дублирующих административных функций, создание общекорпоративных центров компетенций и обслуживания, расширение кооперации производственных площадок для более эффективной реализации самолётостроительных программ.
Органы управления
В соответствии с уставом ОАК высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью ОАК, за исключением решения вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания акционеров, осуществляет совет директоров. Данными полномочиями совет директоров обладает в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и уставом ОАК. Единоличный исполнительный орган ОАК – президент (в 2006–2015), генеральный директор (начиная с 2015).
Руководители корпорации: ноябрь 2006 – январь 2011 гг. – Алексей Иннокентьевич Фёдоров (президент); февраль 2011 – январь 2015 гг. – Михаил Асланович Погосян (президент); с января 2015 г. – Юрий Борисович Слюсарь (генеральный директор).
Главный офис ОАК расположен по адресу: Россия, 115054, Москва, улица Большая Пионерская, д. 1.
Модельный ряд самолётов ОАК
Гражданская авиация:
МС-21-310 – среднемагистральный самолёт нового поколения;
Superjet 100 – региональный самолёт нового поколения;
Ту-214 – магистральный узкофюзеляжный самолёт;
Ил-114-300 – региональный пассажирский турбовинтовой самолёт;
Ил-96-300 / Ил-96-400 – широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолёт;
CR929 – широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт нового поколения, разрабатываемый совместно с китайскими партнёрами.
Военная авиация:
Су-30СМЭ – сверхманёвренный многофункциональный двухместный истребитель;
Су-34 – истребитель-бомбардировщик;
Су-35 – многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения «4++»;
Су-57 – многофункциональный комплекс фронтовой авиации 5-го поколения;
Су-75 – лёгкий однодвигательный истребитель 5-го поколения;
МиГ-35 – многофункциональный авиационный комплекс поколения «4++»;
Як-130 – учебно-боевой самолёт;
Як-152 – учебно-тренировочный самолёт.
Транспортная авиация:
Ил-112В – лёгкий военно-транспортный самолёт;
Ил-76МД-90А / Ил-78М-90А – тяжёлый транспортный самолёт.
Стратегическая и специальная авиация:
Ту-160 – стратегический ракетоносец-бомбардировщик;
Ту-95МС – турбовинтовой стратегический ракетоносец;
Ту-22М3 – дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик;
Бе-200 – реактивный самолёт-амфибия.
Стратегия развития
В 2021 г. советом директоров ОАК утверждена обновлённая стратегия развития корпорации на период до 2035 г., разработанная с учётом положений стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 г. и отраслевых государственных программ.
Стратегия развития ОАК на период до 2035 г. направлена на увеличение рыночной доли, сокращение издержек, повышение операционной эффективности и предусматривает расширение продуктовой линейки за счёт реализации заложенных ранее инновационных программ. В результате ОАК должна стать более эффективной корпорацией, выпускающей самолёты, конкурентные на глобальном рынке.
ОАК реализует политику, направленную на сохранение, развитие и повышение эффективности использования кадрового потенциала отрасли, рост производительности труда, повышение уровня заработной платы и социальной обеспеченности работников.
По состоянию на середину 2022 г. на предприятиях ОАК были заняты более 92 тыс. человек, при этом доля производственного персонала составляла около 90 % от общей численности, доля административно-управленческого персонала – 10 %.